Автопортрет Матису

Дорогие читатели, разрешите вам представить невероятно интеллигентного автора блога об искусстве – Юлию Риа. С первых же минут на сайте Капля света, посвящённому живописи, графике и дизайну, понимаешь, что попал в гости к серьезному и глубокому человеку с разносторонним взглядом на искусство. Вот, что говорит сама Юлия о себе: „Мне есть, что сказать миру, и я живо интересуюсь тем, что он говорит мне” и о блоге: „Цель сайта – популяризация как классических, так и современных форм облачения красивого: от живописи Ренессанса до графического компьютерного дизайна; от пещеры Альтамиры до лабиринтов современных мегаполисов, украшенных шедеврами наружной рекламы; от безносых античных императоров до фотоколлажей с участием демократических лидеров. Информация представлена на сайте слегка иронично и почти аполитично”. Мне сразу приглянулась рубрика История одной картины, где Юлия раскрывает секреты создания картин и анализирует произведения известных художников. Меня впечатлили подробные, глубокие статьи о картинах, такие как Сальвадор Дали, «Фигура у окна»«Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера и Диего Веласкес, «Венера перед зеркалом» —  рекомендую к прочтению. Предлагаю также сделать экскурсию в далекое прошлое, прочитав о Пещерной живописи Альтамиры, потом поразмышлять вместе с Юлией о Трагедии мраморной архитектуры, пополнив свои знания об истории искусства. С большим удовольствием даю слово самой Юлии Риа:

Апория Такеши Китано: истинное творчество не требует признания

Апория – это логически верное
утверждение, описывающее то, что
не может существовать в реальности.

Что такое искусство? Что такое творчество? Ответы на эти вопросы неоднозначны, даже если сузить эту обширную тему до живописи. Есть ли существенные отличия между палеолитической и современной живописью? Есть, наверное, различия в процессе. Тогда, 30 000 лет назад, человек рисовал свои картины на потолках пещер, в неудобстве, все они без авторства. Думал ли он об их сохранности? Желал ли, чтобы ими восхищались? Требовал ли признания?

Каков процесс творения сейчас? Интересное истолкование предлагает Такеши Китано своим фильмом «Ахиллес и черепаха». В его начале рассказывается известная апория про Ахиллеса, который никогда не сможет догнать черепаху, поскольку та начинает свой путь впереди Ахиллеса. Режиссёр приводит аналогию между этим парадоксом и творчеством, отношениями между автором и его произведением.

Такеши Китано – японец, и кино от этого ещё своеобразнее. Здесь ведётся рассказ о жизни художника Матису. О том, как он всю свою жизнь пытался добиться признания. Но его картины упрямо не покупали, лишь два ранних произведения (когда он творил ничем сторонним не руководствуясь, только внутренними порывами) приобрели покупателя. Хозяин выставки говорил ему: то, что он рисует, сейчас никому не нужно; чтобы иметь славу, необходимо создавать новое, креативное, современное… А узнав, что Матису ещё и самоучка, направил его в художественную академию. Вот, с этого момента, на мой взгляд, начинается растрачивание таланта главного героя. С каждым годом талант становился всё меньше, вытесняясь маниакальным желанием заполучить признание.

В фильме поднято столько тем! Что представляет собой современная живопись? Один из студентов художественной школы говорит, что сейчас уже не нужны обычные художники, изображающие натюрморты, пейзажи, портреты… Для этого есть фотоаппараты. Подобные рассуждения я слышала нередко. Молодые художники в фильме показаны, как потерянные, не определившиеся с тем, что им нужно: слава или всё-таки просто возможность творить. Они рисуют абстрактность, прежде всего абстрактность. Почему? Может быть потому, что боятся так навсегда и остаться не признанными?

«Ахиллес и черепаха» сильно отличается от других произведений Китано, это третий и последний фильм из автобиографического цикла о творчестве, признании, полезности и бесполезности искусства. Кстати, картины Матису нарисовал сам Китано (он также играет роль состарившегося главного героя). В отличие от сюжета фильма, у картин Китано есть много почитателей.

Что для вас творчество? Как бы вы поступили, если вам раз за разом отказывали? Если бы ваши творения не понимали, ну, только за исключением какого-нибудь близкого человека (в фильме – это жена Матису)? Насчёт себя я не знаю. Я, можно сказать, ещё в начале пути, и, конечно, хочу догнать черепаху. Свою.

Половина фильма уделена времени, когда Матису ребёнок. Эта часть трагична, но только в ней творчество Матису лишено, для меня, внешней шелухи, подражания, и оно искренне.

Последние же сцены – самые ценные, в них режиссёр заключил весь смысл фильма. Доведённый до отчаяния, брошенный женой, потерявший дочь и уже ни на что не надеющийся, Матису сжигает свои картины, а сам отправляется за город с жёлтым подсолнухом. Это его последний шанс, это же его конец. Он рисует свою последнюю картину в горящей хижине. Рисует подсолнух, что символично.

Парадокс, но творчество художника часто признают только после его смерти. Глупый парадокс… Но и тут у Матису неудача! Его спасают, а картина сгорает дотла.

Матису выписали из больницы, он весь забинтован, только один глаз открыт. И вот окончательно плюнув на себя, он сидит на блошином рынке и «продаёт» найденную жестянку за 200 000 йен. Кто-то из равнодушных прохожих заявляет, что это довольно интересно. А потом вдруг появляется его жена, он смотрит на неё сквозь единственное окошко в своей скорлупе и они уходят домой, смеясь и пиная жестянку. Таким образом, заявляет голос за кадром, Ахиллес догнал свою черепаху…

Ну и что у меня получилось? Вопросов больше, чем ответов. Извечная банальность о том, что ты ценишь больше искусство в себе, или себя в искусстве? Иногда ответ приходит как вспышка – порыв, вдохновение. В эти секунды, минуты, часы не думаешь ни о чём. Не здесь ли разгадка апории Такеши Китано?

Автор: Юлия Риа.

Детский рисунок Матису