Иногда совсем ничего осмысленного в голову не приходит, но я решила, что даже в этом случае, буду продолжать хоть что-то писать, записывая все подряд, без разбора. Голова ведь никогда не бывает пустой. Все время какое-то кино прокручивается внутри: то картинки-воспоминания, то заботы насущного дня, то вечные проблемы, то куски прочитанных книг, увиденных фильмов.
Вертится этот калейдоскоп-мозаика, без остановки. Поэтому, даже если полный бред и бессмыслица — все равно есть о чем написать. Так и голова освободится от засевших и залежавшихся мыслей, которые только топчась на одном месте без дела и пользы, мешают двигаться дальше.
Я ведь так уже давно рисую. Это мой вид медитации, освобождения. Никогда не зная предварительно, что появится в следующую секунду на листе бумаги, все равно начинаю рисовать — бесстрашно и отрешенно. Что появится — то и появится. Так увижу, что у меня внутри.
Рисую, ни о чем не задумываясь, отстранено наблюдая, что получается. Такой способ графического письма вслепую, изображения проявляются как-бы из ниоткуда по ходу движения руки и ручки. Игра в прятки и догонялки с самим собой!
Белая бумага послушно приветствует любые черные контуры фигур, обнимая их своим добрым безмолвием.
В принципе, и в писании, и в рисовании, моментально запускается внутри меня какой-то механизм, который как по цепной реакции достает из разных неизвестных мне источников, невидимых мест в душе, воображении, уме — непонятно откуда взявшиеся и пришедшие сами собой, как по мановению волшебной палочки, слова, линии, краски.
Все само откуда-то берется. Нужно только отпускать все это богатство на свободу. Не держать взаперти, в панцире страха и сомнений, скорлупе неуверенности и бессилия. Все страхи улетучиваются, когда принимаешься за дело.
И не надо себя оценивать слишком строго. Важно разрешить себе раз и навсегда: рисовать и неудачные, слабые картины, писать глупые, бессмысленные тексты наравне с удачными, умными и осмысленными.
Дать себе право на свободу. А свобода включает в себя все. Потом можно разбираться, когда уже сделано, создано. В процессе работы контроль только мешает.
Надо работать также легко и естественно, как и дышать или ходить. То есть не задумываясь, не мудрствуя, не рассуждая. Играючи, спонтанно, непринужденно, почти по-детски весело. Просто делая. С полным доверием к невидимой судьбе. Которая тщательно выбирает только самое лучшее и подходящее для нас. В каждый момент времени.
А я наоборот думаю, перевариваю, прежде чем не увижу, что работа, более менее, близка к совершенству. Понимаю и знаю, что совершенство людям не грозит и его не надо бояться. Но в результат, как мне кажется, надо вжиться, пропустить через себя не единожды. Иногда требуется, чтобы он отстоялся, как тоже вино. Такой «отстой» не грех и людям дать попробовать)) Так происходит и с музыкой, и поэзией, и статьями. Так, наверное, будет происходить и с живописью.
Вот и на Твоей картине, девушка танцует, а мужичок-то задумался))
Так и у меня своя Философия Фантазирования!
А уж точное попадание определяется, когда мурашки по спине пробегают.
А вот сама идея, задумка, мысль должны быть легкими, непринужденными и пусть иногда по-детски наивными, но желанными и с любовью. Здесь я с Тобой полностью согласен.
Maria Trudler :
Да, в результат и я вживаюсь, анализирую, что получилось. Без этого не могу. Тоже люблю показывать плоды трудов своих через время, отстоявшимися или отлежавшимися. )) Так как спустя дни, месяцы теряю к ним трепет, дистанцируюсь от них. Пропадает совершенно чувство, что это сделала я, очень люблю смотреть без придыхания, критически, «чужими» глазами на свои работы. Тогда вижу все недостатки, но они мне помогают идти дальше.
Девушка танцует! Любимый образ. Рисование для меня — танец с кисточкой или ручкой.
Мне кажется, ты обязательно начнешь рисовать, живописать. И придумаешь какой-то свой интересный синтез между музыкой, живописью и поэзией.
Идея легка, так как появляется из ниоткуда, чудесным образом, озарением. И всегда в момент будничного, обычного рисования. Вдруг рисуется на листе нечто необычное. И это настоящий восторг.
Обожаю именно такой подход к рисованию, письму — спонтанный, когда высвобождается бессознательное, потаенные эмоции…
Кстати, так можно не только рисовать, но и писать тексты — для себя. Неожиданно получаются очень интересные результаты, начинаешь видеть свои потаенные страхи, желания.
Maria Trudler :
Таким нехитрым способом я давно пишу свой дневник. А ты пишешь для себя тексты? Было бы интересно прочесть что-нибудь твое такое глубинное, личное, бессознательное. Да еще украшенное твоими акварелями. ))
Мария Анашина :
Я иногда пробую т.н. «письменные практики». Например, закончить строчки, просто свободный поток мыслей на какую-то тему. Но… наверное, это слишком личное. Во мне очень много страхов, зажатостей…
Иногда я сажусь за фортепиано и начинаю импровизировать — мне это нравится больше, чем играть какие-то известные и не очень произведения. Но опять-таки… Наверное, это характеризует человека, если он «минор» предпочитает «мажору»?
Maria Trudler :
Какая разносторонность удивительная! Я не знала, что ты еще и музыкальна! Как же здорово, так сесть за фортепиано и импровизировать. В детстве мечтала об этом, глядя, как мучительно играют по нотам мои подруги. Но не судьба. Ни слуха, ни голоса, ни чувства ритма. Импровизирую в рисовании и в танце. )) Маша, если ты с техникой импровизации так на «ты», может быть, и в живописи этот опыт тебе поможет?
В ком из нас нет страхов и комплексов? У каждого свой уникальный набор этого «добра». Но для творчества он даже в помощь. Так как помогает преодолевать внутренние преграды, перепрыгивать стены в себе. Наверное, это топливо на пути к свободе.
Есть минорного темперамента люди, а есть мажорного. Думаю, мы не выбираем это. Я сама нечто среднее — спокойного склада. Меня надо растормошить или в одну, или в другую сторону. Иначе застыну в позе сфинкса и буду жить внутри себя в полном покое.
Мария Анашина :
🙂 С живописью у меня пока не особо получается — может потому, что нет техники, не получается выразить то, что хочу. А вот фотография — мое. Далеко не всегда это удается, но все-таки иногда случается — когда создаешь цельный образ, картину. Мне нравится экспериментировать в фотошопе с уровнями, масками, фильтрами. Где-то в начале я уже выкладывала такие работы, возможно, выложу еще. Из невинного облачка сделать грозовую тучу, добавить контраста и настроения…
Maria Trudler :
Вижу с какой легкостью и любовью ты фотографируешь, многие твои кадры, как картины. Очень интересно будет увидеть твои эксперименты в фотошопе. Может быть, от фильтров и эффектов плавно перейдешь к фотомонтажам? У тебя так много материала, из которого можно создавать новые композиции. Самые фантастические.
Марина :
По поводу сознательного-бессознательного в музыке — это отдельная, сложная тема. «По наитию» сочиняются миниатюры или просто мелодии-темы приходят. А более-менее крупные сочинения требуют и логики, и расчета, и усидчивости. Невозможно ждать от композитора, чтобы он сохранял в себе особую восторженность духа в течение того долгого времени, что требуется на создание, скажем, оперы или симфонии. Поэтому любое масштабное сочинение «неровно», гениальные эпизоды чередуются с так называемыми общими формами движения. Но у художников, наверное, по-другому?
Maria Trudler :
Как происходит у всех художников, не могу сказать. Это индивидуально. Зависит от характера и метода работы. У меня же все происходит почти так, как у композиторов. )) На одном дыхании могу написать картины разного масштаба, но они будут сырыми, неровными, восторженность из них будет бить ключом. Такие «бессознательные» импровизации ценю больше всего. Продуманные картины выходят лучше, более «совершенными», красивыми, но нравятся мне меньше. Из-за того, что чудо уступило место расчету.
Дети действительно рисуют с радостью, я люблю наблюдать за внуком, он та-а-а-кое нарисует, фантазия работает.
Maria Trudler :
Как это замечательно! Детское творчество обожаю. Может пора опубликовать что-нибудь из его рисунков? ))
Странно, но когда читаешь эти строки, то невольно приходит мысль — все что написано есть поиск подхода, не к способам, стилям… написания картин. Скорее это способ поиска подхода к своему внутреннему миру, к самому себе — бережный, аккуратный, чуткий и правильный.
Maria Trudler :
Спасибо, Александр. Так и есть. Стили, способы рисования и живописания — это только следствия, слепки внутреннего мира. Поэтому именно к нему я и ищу ключи. Шатаясь по его лабиринтам, натыкаюсь на стены, падаю в пропасти, поднимаюсь по лестницам. Какие-то двери открываются. Где-то распахивается окно. Исследование идет разными путями. С попеременным успехом. ))
Да — меня тоже рисование очень расслабляет. Оно помогает отвлечься от всех жизненных проблем и стрессов.
Люблю рисовать, только вот вдохновения в последнее время нет, к сожалению…
Голова все-таки бывает пустой. В этом я убедился, разговаривая с некоторыми своими знакомыми)))
Свобода творчества — на мой взгляд отличная тема для статьи…
Я тоже недавно начал рисовать, очень занятно и вроде не плохо получается.
Есть люди, для которых рисование — разновидность психологической разгрузки. Не самый плохой вариант. Потому что для некоторых разгрузкой являются наркотики, алкоголь… А вообще каждый выражает свои эмоции по своему. Хуже когда рисование воспринимается как работа и творчество становится ремеслом.
Ээээх — не умею я так! И даже не знаю грустить ли мне по этому поводу или это просто еще впереди и обязательно придет… Я когда рисую, то все таки сначала это сюжет или идея в карандаше, а потом цвет… Все говорю себе, что надо поробовать по-другому, но все никак не соберусь… Наверно пока не время!
Maria Trudler :
Может, не время, а может, тебе и дальше будет нравится твой привычный метод рисования. Убеждения себя иногда помогают, просто надо не забыть от них перейти к действию. И все получится!
Познавать и открывать самого себя…превыше всяких похвал!
Но, если к этому подходить через искусство кисти, то получается размеренная, звучная картина…даа… я увлеклась вашей статьей и мне понравилось! оочень!
Вроде бы это называется свободно-ассоциативное письмо. Или рисование.
Но некоторым разгрузиться не помогает. Перфекционисты, например, обязательно увидят недостатки и начнут что-то изменять, дорабатывать. А это уже контроль и утеря свободы.
Очень люблю рисовать, однако в последнее время на это не хватает времени. Описанный выше подход мне очень нравится, так как это помогает перенести свои эмоции на бумагу и облегчить свое психологическое состояние.
Хорошо помогает очистить голову от лишнего хлама. Я обычно в блокноте сажусь и начинаю просто все мысли писать — очень легчает сразу после. И даже начинаешь больше думать о том, как голову не захламлять.
Я иногда вожу ручкой по странице тетради, просто вырисовывая какие-то странные образы, когда одна деталь возникает из другой…Расслабляет..
Интересный тренинг. Еще один способ отключить мозг и внутренний голос
Не знаю, стихи у меня так получается писать, а статьи — нет. )) Наверное, потому что тема статьи изначально имеется и свобода тут весьма относительная. Впрочем, она вообще весьма относительная, и в автоматическом письме, вероятно тоже. Всё равно ведь голова работает. И пустой не бывает, как ты сама написала. 😉
Maria Trudler :
Да, твои стихи идут из глубин подсознания, а статьи очень продуманны и разумны. Свобода в творчестве — моя любимая тема, кстати. ))
Иногда так хочется пустоты в голове! Чтобы ни одна мысль не беспокоила. Это состояние обычно на природе приходит. Смотришь на деревья, травку, небо — и забываешь и о себе, и о своей голове…
Писать статьи бывает и правда сложно, когда мысли не идут в голову. Но надо!! Смотрите вокруг себя и пишите то, что видите!
Вы знаете, я тоже часто использую метод автоматического письма, правда, я не рисую картины, а пишу тексты. Помню, еще в детстве я вела дневник и еще тогда я писала просто так, особенно не задумываясь о том, что появится на листах бумаги. Какие-то фразы, слова… Интересно потом перечитывать все это. Такое ощущение, что тебе как бы удается заглянуть куда-то вглубь себя, в свое подсознание. Надо сказать, что очень часто таким способом выявляются тайные страхи, проблемы, но зато потом, после освобождения от них, разум как будто бы становится чище и светлее, наступает успокоение, приходят новые идеи. А иногда вырисовываются и вовсе необычные образы и мысли. Как мне кажется, способ автоматического письма — это процесс, который позволяет нам по-настоящему раскрыть себя, свою душу, свое подсознание…
Maria Trudler :
Все верно, свой дневник я веду так же, как и рисую. Хотя контроль разума присутствует. Сколько бы не пыталась писать словами на полном автомате, они все равно пропускаются через мозг, который фильтрует все лишнее, как самый строгий редактор. А линии и краски раскрываются через чувства. В этом разница.