«Если я должен быть честным, я должен сообщить плохую новость. Художник — это тот, кто предпочитает не вмешиваться в реальность, не улучшать реальность. Творчество дорого обходится, поэтому в конечном счете художник делает этический выбор: он имеет дело не столько с миром идей, сколько с миром форм. А мир форм не оставляет выбора.» Франческо Клементе (Francesco Clemente)
Франческо Клементе. Художник, про которого узнала не так уж давно (по моим меркам), где-то несколько лет назад. Но сразу возникло чувство, что знаю его целую вечность. Запомнила мгновенно его стиль, его имя, его образность. Акварельную или пастельную легкость. То четкость, то размытость. Шокирующие контрасты, отсылающие к границам чего-то такого, куда страшно заглядывать, но очень хочется. Картины, переступающие грань дозволенного разумом. Безоговорочный талант, трагическая, бездонная экспрессивность (как и у Жана-Мишеля Баския и Джулиана Шнабеля, например). Еще напишу о Франческо обязательно. Мне он безумно интересен. Покорил с первого взгляда. А это со мной случается все реже и реже, когда художник потрясает наотмашь, как откровение.
Увидев одну его картину, как загипнотизированная начала искать еще и еще, читать о нем, вглядываться в эту рискованную обнаженность. Без кожи. И соответственно — защиты. Свободные, болезненно-откровенные полотна. Личные, неприкрытые ничем — голая психология без пустых эффектов и заигрываний со зрителями. Вывернутое наизнанку естество. Я бы так не смогла, уверена. Ведь я прячусь в пространстве своих абстрактных форм, как в пещерах (или раковинах). Никогда не договариваю до конца, придумываю себя, намекаю слегка, только лишь скользя на цыпочках по краям спрятавшихся чувств (четким контурам своих фигур, которые прикрывают меня, как щитом). Но каждому свое.
Мне понятна первая часть его мысли про реальность (ведь и меня реальность никогда не интересовала, я смотрю сквозь нее с раннего детства, пропуская взгляд через все предметы куда-то дальше), но вторая часть завела меня в тупик, как и его картина с закрученным в квадрат желтым телом. Почему «мир форм не оставляет выбора»? От фигуративности он (пишу «он», так как каждый, даже если использует общие слова, говорит только о себе, неосознанно или осознанно — это уже другой разговор) не в силах убежать? Или от осязаемой материальности, грубой вещественности? А зеленый росток разве не оставляет надежду выкрутится? По его словам, он стал художником, так как ему стало ясно, что «быть поэтом — это слишком мучительное занятие». Неужели он облегчил себе участь? Не думаю.
Надо найти его картины, чтобы тоже взглянуть. Они созданы в том же стиле, что и картина в этом посте, Маш?
Maria Trudler :
В самом начале я дала линк на его официальный сайт, нажми на имя и попадешь в мир его картин по годам и периодам. Еще можно посмотреть в гугл картинках, поискав по имени.
Эта картина «Seed» 1991 года, зайди на его 1990 годы и увидишь работы подобного стиля, хотя именно эта картина очень отличается от всех.
Я опять затруднилась с переводом названия. «Seed» — такое многозначное слово. Что это: семя, начало, зерно?…
Юльчатка :
Точно, я проглядела как-то, очень чтением увлеклась )))
А может, действительно, как «начало» переводится? Ведь автор уникален…
Maria Trudler :
Я бы тоже назвала «Начало». Этот зеленый росток в самом центре квадрата символизирует, на мой взгляд, именно это. Или рождение заново… Как из зерна.
Художник уникальный — это точно. Редкий талант.
Не знаю почему, но его картины вызывают у меня чувство тревожности. Может потому, что я люблю реальность и привязана к ней? А тут мир, перед которым разум пасует и пытается спрятаться за привычными ассоциациями.
Maria Trudler :
Конечно, они мистически тревожны. Но и вместе с тревогой вызывают целую гамму других ураганных эмоций. У меня ассоциация с водоворотом, где в эпицентре — одиночество.
А я реальность люблю выборочно, привязанности у меня избранные: природа, искусство, люди. Все остальное проходит мимо.
Маша, ты, как философ, можешь понять мысль художника и ответить почему мир форм не оставляет места миру идей? Идея, облачаясь в форму, теряет свой смысл?
Мария Анашина :
Трудно сказать… Ведь это будет мое видение…
Как я понимаю — форма ограничена, замкнута в себе и определенна. Идея — бесконечна и вне слов. Идея — это что-то бессловесное, ее можно интуитивно схватить, почувствовать, но вот выразить ее не получится — потому что выражать мы можем только формой. Идея многомерна или вообще внемерна, а форма — трехмерна. И вот эту бесконечность мы пытаемся поместить в ограниченность…
Maria Trudler :
Твое видение очень близко к моим бессловесным ощущениям, Маш. Идея, одеваясь в форму, теряет свой многомерный смысл… Так трудно представить, что в мире идей нет форм и образов. Этот факт меня очень удручает. Что никакими изображениями нельзя передать духовный, бесконечный мир. Мне кажется, именно из этого тупика и стало развиваться абстрактное искусство, все больше удаляясь от материальности.
Кстати, мне ближе плоская, двухмерная живопись, чем трехмерная, с перспективой и объемом. Наверное, потому, что недосказанность и намек больше дает простор для свободных, неограниченных интерпретаций. Когда все на картине один к одному — это как бегать по замкнутому кругу, мысль зажата заданной формой и не может вырваться из нее.
Скорее всего, первоначально, цветок должен быть красного цвета. Судя по фигуре, которая сама себя бичует, если вывернулась в такую позу не от удовольствия.
Очень запоминаются на его работах глаза.
Смелый художник.
Птичка на члене сидит, а девушка пытается ее подстрелить. Или его, орган? Потом опять фигуры. Кубизм, абстракционизм. Мужик на летающем фалосе.
Рискованная обнаженность — точно и метко.
Maria Trudler :
Если бы это была моя картина, то росток я бы сделала красным, осенним. Потому как зеленый — это слишком буквально. Мне нравится, как он обрезал лицо, откуда и куда смотрит глаз. Белые пустоты-прорези в композиции, как ходы лабиринта. А само желтое тело — как его стены сверху. Кисти рук сложены, как крылья в полете.
Глаза в его картинах действительно гипнотизируют. Вообще портреты у него потрясающие.
Мне Франческо Клементе своим экзальтированным стилем еще Эль Греко напоминает. Только вместо религиозности — эротизм. Но в остальном, как будто переродившийся: эта трагическая текучесть живописных масс. Очень похоже.
Его картины трудно перевести на язык слов. Это все равно что поэзию или музыку попытаться пересказать прозой. Чистая живопись! Редко у кого из художников талант включает в себя одинаково развитое чувство цвета, формы, гармонии.
Действительно, интересные работы!
Я тут вижу контраст такой правильной, привычной и реальной формы листочка в сравнении с совершенно фантастической формой тела.
Чувствуются какие-то индийские мотивы, йогическая ассана, не находите?
Maria Trudler :
Совершенно замечательное наблюдение, Мария, про контраст. И индийские мотивы тоже. Зайдите на сайт Франческо Клементе, ссылка в самом начале поста, там найдете его отдельную индийскую серию.
Йогическая ассана — красивая ассоциация. Даже по звучанию подходит к картине и позе героя.
Maria :
Спасибо! Ознакомилась. Интересное воображение у Франческо Клементе…)
Работы просто замечательные. Мне очень понравилось.
Балдею с таких художников! Не от мира сего!
Я вот подумал, как же нужно видеть мир постоянно, что бы рождались такие произведения…. ?
Maria Trudler :
Нужно видеть мир по-своему.
Франческо Клементе действительно отличный художник, недавно был на выставке в Кёльне, там нашел пару его работ. Кажется это было что-то из раннего творчества — очень понравилось.
Maria Trudler :
Здорово! И мне бы очень хотелось увидеть его в реальности.
Породить такие работы, нужно владеть нестандартным мышлением, особой формой внутреннего мира…
Не понимаю я подобного искусства. Иногда складывается впечатление, что такие работы создаются людьми, которые не совсем дружат со своим разумом 🙂
«Творчество дорого обходится» — в точку. Чертовски правы. Хорошая статья, спасибо.
«А зеленый росток разве не оставляет надежду выкрутится?»
Удивительная картина и очень интересное описание.
Извините, я не художник и не очень разбираюсь в искусстве. Но мне очень нравятся Ваши статьи.
Maria Trudler :
Спасибо большое за комплимент и добро пожаловать в гости!
Интересно, а можно научиться полюбить или научиться понимать такие работы? Я оцениваю картины по простому признаку — нравятся или не нравятся. Честно говоря, знаменитый и супер дорогой чёрный квадрат Малевича не понимаю и вряд ли пойму, так же, как и людей, которые им восхищаются.
Большое Вам спасибо! Через Вашу страницу я нашла Клементе… А я давно хотела узнать, кто автор картин к фильму «Больше надежды»… Посмотрела эту интерпретацию романа Диккенса и влюбилась именно в рисунки и картины… И вот наконец узнала автора по-настоящему по вашему линку.
🙂
Maria Trudler :
Смотрела этот фильм, но не могу вспомнить: то ли до своего знакомства с творчеством художника, то ли после. Но почему-то не связывала Франческо Клементе с «Большими надеждами» Альфонсо Куарона. Так что это вам большое спасибо, Милена, что обратили внимание на этот интересный факт. Даже захотелось пересмотреть заново фильм, чтобы насладиться картинами уже со знанием дела.