Дорогие читатели, сегодня у меня в гостях на блоге очень интересный художник — Сергей Меркулов. Мне давно нравятся его работы, я часто захожу что-то почитать на его блог и полюбоваться его новыми произведениями, что он выкладывает для просмотра своим посетителям, число которых все увеличивается раз за разом совсем неслучайно — Сергей пишет откровенно обо всем, что его волнует и в искусстве, и в жизни, а это не может оставить человека равнодушным. Я захотела взять у Сергея интервью, чтобы побеседовать с ним, как художник с художником, в свободной, непринужденной форме об искусстве и творчестве.
Мария Трудлер: Привет, Сергей, очень рада, что побеседуем с тобой о твоем творчестве и о твоих, можно сказать, глубоких, философских рисунках. Ты автор очень интересного блога, мне нравится твой искренний стиль статей. Когда и как к тебе пришло желание писать не только кистью, но и словом? А потом и создать собственное место для публикаций и общения с читателями?
Сергей Меркулов: Привет, Маша. Желание завести блог было уже давно. Где-то 4 года назад. Первым моим блогом был сервис Mail.ru. Там я писал не только о творчестве, но и обо всем, что приходило в голову. Но там мне не очень нравилось, я искал другие варианты. Следом я одновременно зарегистрировался на ЖЖ и Блоггере, ну и как-то так сложилось, что остался именно на Гуглевском сервисе. Хотя на ЖЖ я тоже веду блог, но реже и обо всем подряд. А писать мне просто нравится.
Мария Трудлер: Для начала, если позволишь, в виде вступления, одно мое интересное впечатление о твоих рисунках — они выглядят старинными, даже средневековыми временами, что-то все говорит, что художник, то есть ты, Сергей, из далекого прошлого, мог жить в одно время с Дюрером, к примеру, может это впечатление создает сюжет — старенькие, покосившиеся домики, залатанные, дырявые крыши, коряги на дорогах, деревья такие древние, как-будто, грустные, с искривленными ветвями, странные персонажи такие вневременные, или взявшиеся откуда-то, не понятно откуда! Еще твои рисунки отсылают меня ассоциативно к безмолвным фильмам Йоса Стеллинга, где время, во многих его фильмах, просто замерло, умерло, остановилось, и все покрылось паутиной и забвением. Откуда идет твое вдохновение? Из книг, фильмов, музыки, жизни?
Сергей Меркулов: Ну, признаться, фильмов Стеллинга я не видел. Если дашь ссылочку, то я посмотрю :-). А вдохновение идет иногда просто из ничего, но также и отовсюду. Я люблю деревню, покосившиеся домики, сараи, леса, горы. Плюс в том, что в таких местах очень много разных старых предметов. Порой я даже не знаю, для чего нужен тот или иной предмет, пока не спрошу у кого-нибудь :-). Еще, бывает, нахлынет вдохновение после просмотра какого-нибудь фильма. Иногда декорации настолько впечатляют, что хочется создать что-то подобное, но и непохожее. Так что источник моего вдохновения — это жизнь и фильмы. Некая доля книг тоже присутствует. А вот музыка почти не влияет на воображение. Только веселее работать. И очень важная часть — это работы других художников. Даже иногда появляется дух соперничества. Мне это помогает.
Мария Трудлер: Творческий человек обычно самовыражается самыми разными способами, в разные периоды тянет испробовать различные техники живописи, и графики. Я знаю, что ты любишь экспериментировать с новыми материалами, но все-таки какой инструмент или материал у тебя самый любимый для работы, тот, что остается постоянно, вне зависимости от творческих увлечений, материал, к которому ты всегда возвращаешься? Или, я уточню, какая техника лучше всего выражает тебя, твою индивидуальность?
Сергей Меркулов: Да, ты права. В разные периоды меня тянет к разным техникам. Но чаще я, конечно, возвращаюсь к перу и маслу. Но из-за неудобства работы дома к маслу я возвращаюсь реже. Еще очень люблю акварель. Наверное, это для души. Хотя работаю я ей мало и беру в моменты, когда хочется расслабиться. Это такой релаксант, наверное. А когда хочется перемен, я беру фотокамеру и иду снимать.
Мария Трудлер: Мне очень по душе твои черно-белые рисунки. Они выглядят старинными гравюрами, задумчивые пейзажи и персонажи на них как-будто вышли из глубины веков. Как тебе удается добиться такого уникального эффекта? Ты долго шел к этим работам? Они получились случайно, спонтанно или как результат твоего осознанного желания и стремления?
Сергей Меркулов: О, это долгие тренировки не только руки, но и мозгов. Ушла пара лет, пока я понял, как это делается. Трудно отучить себя от каких-то привычных вещей, которые только портят рисунок. Так что это желание, стремление и вдохновение.
Мария Трудлер: Обычно людям нравится в искусстве то, что они не смогли бы сами сделать. То, что кажется, сможет сделать каждый, не вызывает удивления или восторга. Мне трудно представить, например, что у меня хватило бы терпения создать что-то подобное твоим подробным, детально проработанным произведениям, где столько точных линий, штриховок, мельчайших прорисовок. Я рисую обыкновенно одной линией всю композицию, а потом сразу представляю и делаю все в цвете. А ты с чего начинаешь свою работу? Как рождается замысел? Наверное, долго создается один такой рисунок?
Сергей Меркулов: Ну, не такие уж линии точные ;-). А замысел рождается в голове очень быстро. Просто представляю общую картину, а детали ищутся в процессе. Иногда просто начинаю рисовать линии, и в итоге они превращаются во что-то осмысленное. А рисунки создаются по-разному. Я уже давно понял, что нельзя спешить. И работа иногда рисуется неделю, иногда дня 2-3, но это реже.
Мария Трудлер: В твоих рисунках витает дух времени. Я сомневаюсь, конечно, что ты рисуешь с натуры или по фотографиям, скорее по памяти или по воспоминаниям о людях и местах, где ты был, потому как реальность на твоих работах совсем нереальная. Скорее это реальность твоих переживаний. Это так?
Сергей Меркулов: Реальность? А что такое реальность? У каждого она своя. И да, скорее это реальность из моих фантазий. Но бывает, что я подсматриваю, что-то где-то :-).
Мария Трудлер: Больше всего меня удивляют в твоих работах, как при стольких линиях, сложной композиции, твой рисунок совсем не выглядит сухим, замученным, а наоборот, остается живым, экспрессивным, у каждой линии свой характер и направление, чувствуется воздух, остается в рисунке пространство для собственных фантазий. Как тебе это удается? Что для тебя было самое трудное в твоем пути художника? А какой момент в твоей творческой биографии самый счастливый?
Сергей Меркулов: Самое трудное было перебороть себя самого. Я никак не мог избавиться от повседневной одинаковости (столбики стоят на одинаковом расстоянии друг от друга, фонари, скамейки). Ну, ты понимаешь. И было трудно избавиться от такого влияния, которое у нас перед носом всю жизнь.
Мария Трудлер: Что для тебя самое важное в творческом процессе?
Сергей Меркулов: Стремление.
Мария Трудлер: Ты на своем блоге часто рассказываешь об интересных художниках или направлениях в искусстве. Какие же твои любимые авторы? Кто сильнее всего на тебя повлиял? Какой век или период в искусстве тебе ближе всего, ты хотел бы оказаться в средневековье, или быть художником Возрождения, а может древним, первобытным творцом, рисующим на стенах пещер? Или современность тебя полностью устраивает?
Сергей Меркулов: В некотором роде меня прельщает средневековье и, может, на пару деньков я бы смотался туда ;-). Но, если подумать, то меня устраивает современность. А мои любимые художники выложены у меня в блоге.
Мария Трудлер: Какие проблемы в современном искусстве тебе кажутся самыми наболевшими или неразрешимыми? Если для тебя они существуют, конечно.
Сергей Меркулов: Для обсуждения проблем в современном искусстве есть искусствоведы. Вот пусть они этим занимаются.
Мария Трудлер: А на прощание, хочется попросить тебя дать несколько самых на твой взгляд, ценных советов начинающим художникам. Что тебе кажется самым важным в творческом пути?
Сергей Меркулов: Быть художником – это большой труд. И нужно, прежде всего, любить это дело, а научится при большом желании можно всегда.
Очень интересное и охватывающее интервью. С удовольствием почитал. Может скоро стану ценителем художнего искусства)
Maria Trudler :
Дима, спасибо большое за отзыв, заходите с братом к Сергею в гости на его блог, там есть много советов начинающим художникам, вот линк.
Интересная беседа получилась! Людям искусства есть что сказать, наверное потому что нестандартное у вас мышление!
Maria Trudler :
Антон, со стандартным мышлением не становятся художниками, а идут в ремесленники. Хотя художниками больше рождаются, чем становятся!
В полностью согласен что художники рождаются! Хотя в художественном мире полно художниками которые ещe не родились 🙂
Maria Trudler :
Это точно, Антон, и среди художников есть еще ожидающие своего рождения, не так-то просто это дело — найти себя в искусстве и как следствие — родиться художником!
Да, статейка получилась большая 🙂
Маша поработала. 🙂
А новы блог временно не работает по техническим причинам.
Отлично мы побеседовали, по душам, как художник с художником!
Доволен, что на вас подписался. Освежает чистотой на фоне вечных мани-мани (и сам грешен).
Картины Сергея мне очень понравились. Даже с учетом мониторного восприятия. Близок именно «дух времени».
Maria Trudler :
И я очень рада, Михаил, что вам понравились рисунки Сергея Меркулова! Его работы переносят куда-то в глубину веков.
Меня насмешило совпадение, что под рисунком с бабушками на скамеечке стоит ответ Сергея, что для обсуждения проблем современного искусства есть искусствоведы. Выглядит как ироничное подтверждение его мнения.
А мани-мани на болгарском — ужас, ужас! 🙂
Да я и не заметил. Смешно получилось 🙂
обожаю графику, не знаю почему… остальное кажется мне просто разукрасками… а ту все как то реальнее что ли..
Maria Trudler :
Артём, рада, что обожаете графику, может, со временем и живопись полюбите!
и фотографию:)) хотя это не то:)
Maria Trudler :
далее — кино, театр, балет…. и обратно графика, живопись — все искусства очень взаимосвязаны, чем-то похожи, но одновременно и очень разные. А фографировать я тоже люблю 🙂
Хорошая статья, просто зачиталась. Спасибо.
Maria Trudler :
Галина, очень рада, что понравилось интервью!
Чёрно-белая картина, как бы имеет свою душу, какой то скрытый смысл. Цветные сразу же все раскрывают.
Maria Trudler :
В чем-то вы правы, конечно. И я люблю черно-белые рисунки, графики, фотографии, фильмы. В них больше загадки. Но в цвете другая прелесть, которой как раз нет в черно-белом искусстве. Цвет сам по себе — это чистый восторг! Открытый и радостный. Просто эту другую душу в живописи надо ощутить.