Инстинктивная живопись Карела Аппеля (Karel Appel)

«К непостижимому, тому, что понять невозможно, художника способен приблизить инстинкт.

Инстинктивная живопись Карела Аппеля (Karel Appel)

Инстинктивная живопись приближает непостижимое. Начинаешь, а вдохновение приходит уже в процессе работы.

Инстинктивная живопись Карела Аппеля (Karel Appel)

То есть накладываешь один цвет, затем еще один, и еще один, и надеешься, что придет вдохновение, и тогда можно продолжать. Но каким образом ты продолжаешь, и что потом заставляет тебя остановиться?» Карел Аппель (Karel Appel)

Как-то один талантливый скрипач спросил меня почти тоже самое: «Как абстрактный художник знает, когда следует закончить картину? Художникам-реалистам все ясно — перенес кусок пейзажа, например, в точности как он лежит перед тобой — и дело с концом. А если это что-то непонятное самому художнику, как он узнает миг, в который надо поставить последний штрих?» Это меня заставило серьезно поразмышлять. Не над сутью вопроса, а над тем, как музыкант может не понимать такую тонкость. Ведь композитор, сочиняя музыку, разве переводит в звуки что-то материальное, реальное? Нет, абсолютно абстрактное: чистые ощущения, избавленные от материи. Тоже самое, что использует абстрактный живописец, сочиняя свои полотна. Его ведет по холсту тоже чувство, что и музыканта. Только он облачает свой внутренний инстинкт в нечто визуальное: в звуки форм и ритмы красок. Но механизм один и тот же. Помню, как меня всегда удивляло это ясное, четкое ощущение — все, точка. Больше добавить нечего. Песня картины спета. Эту тишину завершения прямо слышишь всем существом. Она оглушает сильнее любого красочного шума. И не можешь дальше пошевелить кисточкой.

Кстати, Карел Аппель создавал свои живописные импровизации под джазовую музыку. Стиль его работы был предельно экспрессивным, молниеносным. Краска, как субстанция для художника значила многое. Как маляр, он размазывал широкой кистью отстреленные краски по своим огромным холстам. Метал их, как шпаклевщик, целыми кусками, сопровождая священное буйство живописания ревом взбешенного тигра за решеткой. Какое восхитительное варварство, непоколебимая вера в свои силы, страстная погоня за вдохновением. Завораживающая инстинктивная живопись!