Что отображает на своих полотнах художник? Для кого он рисует? Эти вопросы стали продолжением комментариев на комментарии к моему посту Какая польза от художника? Тему поддержали Danidar и Onegai:
Danidar: Интереснейшая тематика. Смотрю на дату — 19.04.2011. А где я был в тот момент? Оказывается меня еще и в планах не было, а такие происходили дискуссии, творческих и около-творческих людей)) Ничего, постараюсь наверстать упущенное.
Маш, надо было первоначально определиться со словом художник. Ведь, масса людей так и подразумевает однобокость такого слова. Художник понятие обширное, свойственное только в русских оборотах речи. У иностранцев — это ART. У них все art. И живописцы, и музыканты, и клоуны. А у нас — художник, понятие обширное..
Объясняю. Спрашиваю у отделочника, что можешь делать? Отвечает:
— «Могу ложить плитку».
— И все?
«Да, все».
— Значит ты плиточник. Плиточник, но не отделочник. Правильно?
— «Да». Спрашиваю у художника:
— Что можешь делать?
— Сижу дома рисую картины.
— Для кого?
— Для себя.
— Ты живописец?
— Нет, писать жизнь не могу. Пишу только свои воспоминания и сны.
— Значит ты не живописец.
— Нет.
— А тогда кто ты?
— Я и сам не знаю.
Вот таких людей от искусства массы. Они сами не знают, что делают.
Он, она не пишут жизнь. Они пишут и сочиняют то, чего остальные люди не видят. Тогда кто они? Эгоисты?
Художники рисуют, сочиняют либо отображают худую жизнь, которая либо была, либо ее и вовсе не было. Правдивую до косточки жизнь. Тем и удивляют доверчивую до обмана толпу. Для чего и для кого они пишут? Прежде всего для себя родимых. Но как пробиться? Куда и во что? У вас есть такой заряд энергии, дьявольского опыта, который будет интересен другим людям? Задаю следующий вопрос. Все, кто в дискуссии, легко могут определить влюблен человек в кого-то, когда он в огромной яме и падении и ему осталось жить не долго? Дьявольские или божественные его поступки. Сегодня так получилось, что каждая человеческая особь не хочет работать. Именно работать. А желает на шару получать дивиденды. Им даже на себя лень работать. Легкая нажива искусство. А откуда такое пошло? От пошлости. Но скажи сейчас такому художнику — будешь ты миллионером, только проживешь всего лишь 37 лет. Кто согласится? Хотят и рыбку съесть и на куй сесть.
И еще. Маш, ты же сама знаешь, что все искусство это сплошная дьяволиада. Этом потом люди говорят — как божественно. Потому что Бог не дурак и увидел то, через что прошел человек. Все искусство проходит через дьяволиаду, потому что Бог не смог бы существовать без нее. Не было бы полноценной и гармоничной жизни. Было яблоко, потом гашиш, героин, абсент, водка. И тот-же Бог любит окончательный выбор. Но конкретный и от всего сердца. Не бояться умереть, не бояться пропасти, потому что сам, сознательно. Напрочь одомашнили искусство. Ну, это временно. Кровь, пот и слезы будут.
Тот-же Пикассо — дьявол во плоти! А Дали? А Ван Гог? Какой современненький, чистенький, с планшетом худосочный импотент может тягаться с такой дьявольской мощью?)) Когда пальцы уже не отмываются, а глаза настолько обострены, что при виде очередного божества тебя просто воротит.
Я Тебя, Маш, не слишком утомил? Если нет, то продолжение следует.
Maria Trudler: Ну, ты и наверстал, так наверстал! Твои комментарии, как отдельные, полноценные, глубокие статьи, кидающие в начале в шок, а после — в размышления. Спасибо большое, Сергей, за интеллектуальную щедрость. И за неравнодушие к темам, которые волнуют немногих. Добавляются только вопросы к ним год за годом. Темы-шкатулки. Где же ответы на них? Может быть, и нет никаких ответов. Но тогда почему появляются вопросы, чтобы терзать своей неразрешимостью?
Попыталась определится со словом художник в самой статье (Вдохновитель, создатель вещей, волшебник, ребенок, работник, мыслитель… Кто такой художник?). Бурное обсуждение она вызвала. Были же времена на блоге, сейчас все поутихло. Почти 4 года веду блог, как быстро, но и как интересно прошло время — в беседах, размышлениях, эмоциях… Наверное, смогла бы отреагировать подробно на то, что ты написал, но почему-то не хочется (видимо, слишком рано настроилась на волну отдыха). Дьяволиада, эгоизм, искусство, амбиции, лень… Все перемешано. Хаос и тьма, короче. Но через нее надо стараться видеть только Его. Может, поговорим об этом серьезней в сентябре, когда вернусь…
Спрашиваю у себя:
— Что можешь делать?
— Рисую картины в своей мастерской.
— Для кого?
— Для себя. И еще для близких мне людей. Но хочу верить, что и для Него тоже.
— Ты живописец?
— Да. Я живописец внутреннего мира. Создаю на холсте свою внутреннюю, живую реальность: мечты, воспоминания, сны. Реальность внешняя — для меня всего лишь неживая иллюзия.
— Ты не живописец для многих.
— Ну и что. У всех свои понятия.
— Кто ты?
— Художник. Даже, когда не рисую.
Onegai: Ты палку перегибаешь с дьяволиадой. С чего ты взял, что это сродни искусству? Думаешь, что искусство создается легче и что лучше заниматься искусством (писать картины) нежели другой работой? Конечно есть такое выражение «дьявольски хорош», но дьявол во плоти?… они же не маньяки убийцы. А жить богато и долго хотят все) даже ты))
Danidar: А Ты вспомни, как людей искусства всю жизнь подозревали со связями с Дьяволом. Многих убивали, сжигали труды. А как церковь относится к людям искусства? Тоже с подозрением. Рок-музыку, джаз, авангардную живопись в нашей стране до сих пор не принимает. А к чему все это? А к тому, что люди искусства одержимые далекими, как они рассуждают, от Бога идеями.
С Бахом боялись общаться. Бетховен пугал всех своей великой грустью и замкнутостью. Пушкину завидовали за дьявольскую уверенность, образованность и талантище не от мира сего, как и Моцарту. Булгаков, Артюр Рэмбо, Даниил Хармс, Высоцкий, Есенин, Маяковский и многие, многие другие. Не перечесть. Очень показателен по этому поводу фильм «Перекресток» Уолтера Хилла. Тот же фильм «Камилла Клодель», предложенный для просмотра Машей. Везде присутствует дявольщина.
Пусть художники, в широком смысле этого слова, не маньяки-убийцы, но с извращенностью у них все в порядке. Как у Луны есть обратная сторона, так и у них есть обратная сторона жизни, которая больше развита, нежели чем у среднестатистической особи человеческого рода. А вот, то ли их Боженька в тыковку поцеловал, то ли чертенок в их душе поселился — об этом каждый волен рассуждать по своему.
А про искусство я же наоборот говорю, что это тяжелейший труд, который под силу не многим. Сколько творческих людей до того перевоплощались в придуманные ими образы, переселялись в миры, заметь — далеко не божественные миры, на которые простой человек одним глазком и взглянуть-то побоится, что кончали жизнь самоубийством либо помешательством.
А Пикассо, например, хоть и не маньяк-убийца, но маньяк сексуальный на 100%))
Onegai: Маньяков сексуальных и без Пикассо хватает). Вся твоя мысль сводится к тому, что это не люди искусства сродни дьяволу, а люди, которые им завидуют и сжигают…
Danidar: Ладно, пусть будет так))
Onegai: Ты слишком быстро уступил. ))
Danidar: Почему уступил? Потому что у нас, как два пути — один на Север, другой — на Юг.
Ты мою мысль, то ли сознательно не улавливаешь, то ли у Тебя есть своя, в которой уверен на все сто, но не хочешь высказывать))
Я Тебе пишу полотно — Ты мне нитку кидаешь. Разница есть?
Не надо цепляться за меня. Развивай тему. Твои мысли, рассуждения. Сугубо Твои. Почему так происходит, что только одни нападки на то, что сказал Данидар!
Я не вижу в Твоих словах развития темы! Где Твоя мысль, где понятия и рассуждения?
P.S. Какие разные мнения. Что же оставляет художник на полотне? Что доносит до остальных? Красоту и прелесть? Или ужас и трагедию? Или то и другое вместе?
Круто поговорили в свое время!)) Спасибо, что напомнила! Мне и добавить -то больше нечего, потому что дискуссии, как таковой, и не было, а дуть в одну дуду, значит, солировать. А соло в этих комментариях, по-моему хватает.
Maria Trudler :
Твое соло тогда было столь мощное и уверенное в своей правоте, что захотелось его послушать, не прерывая своими размышлениями. Дискуссии иногда и не нужны. Не думаю, что в споре рождается истина или хоть что-нибудь новое. Ведь каждый остается при своем мнении. А просто столкновение мнений не достаточны, чтобы найти ответы на искомые вопросы. Беседы, когда каждый старается дополнить, а не возразить, люблю больше.
И чего так спорить? Для кого рисует художник и зачем? Очень легко ответить – художник создает оригинал. А это продукт или приправа, без которой невозможно сложить ничего. И не важно, что это — мнение, убеждение, работа или еще что либо. Ведь все равно что-то приходится сравнивать с чем-то и вырабатывать эталон. Вот и получается, что труд художника писателя или композитора это основа, если хотите начало начал, а может и мерило всего. Разве такому труду можно дать оценку? – Он или есть или…
Maria Trudler :
Серьезные заявления для меня, так привыкшей к самоиронии. Художник создает «оригинал» самого себя. То есть снимает с себя копию невидимых, внутренних ощущений, желаний, мыслей и превращает их в некую видимую материю. Но эта материя — довольно шаткая основа, меняющаяся с каждым дуновением ветра. С каждым следующим творением перечеркивающая саму себя. Из-за бесконечных стремлений художника к совершенству. Которое тоже непонятно в чем заключается и только манит и отдаляется. И таких «оригиналов» в культурной сокровищнице человечества еще миллионы и миллионы. Как они все могут быть основой, мерилом, эталоном хоть чего бы то ни было? Частичками, пылинками огромного, развеянного во все стороны вселенского пазла, да. Но для чего служит этот многогранный, разобранный пазл всевозможных искусств? Зачем он нужен? Вот такие непростые вопросы. Да, может быть, творческое самовыражение — это необходимая приправа в пути, делающая нашу жизнь сносной, не такой пресной и безвкусной. Искусство помогает выносить реальность. Привносит в нее хоть какой-то, даже иллюзорный смысл.
Александр :
Со стороны просто. Как бы мы не заменяли себе идеалы, все равно стремимся к постоянству – во всем. Хорошему художнику это не дано, мир переменчив, переменчиво и внутреннее состояние, естественно изменяется и то, что отображается на картине. Вы точно подметили, и еще лучше знаете о том, что каждая целостная работа, или завершенная, состоит из отдельных эмоциональных вкраплений, порой не только неоднородных, но и противоречивых. Только вместе они и создают полотно. Если смотреть внимательно, то эти разнородные «пазлы» заметны. Можно сказать, что эта неоднородность с одной стороны, непостоянство внутреннего содержания, отношения, даже к своим впечатлениям. С другой – а кто сказал, что постоянство что либо, куда либо двигает? Наверное это не так. Постоянство статично, а значит если и подходит на роль двигателя, то только на определенных отрезках. А возможность почувствовать многообразие, тем более его запечатлеть это всегда пища и не только для ума, но и для души. Дело в другом, в людях, которые могут увидеть и запечатлеть. Над ними тяготеют привычные «наши», именно наши штампы. Они редко бережно относятся друг к другу, а еще хуже – они редко востребованы. Но ведь это не их вина. Так и хочется сказать «Не мы такие…» Что-то становиться грустно, но, наверное, не стоит огорчаться, мир обязательно изменится и обязательно к лучшему. И можете не сомневаться, в этом будет и частичка вашей души.
Maria Trudler :
Спасибо, Александр, за утешение. Со стороны, может и просто. Со стороны всегда виднее. Поэтому так хочется порой выйти из себя и посмотреть на все со стороны, без связи с собой, своими чувствами и мыслями. Это получается временами через чужое искусство, через чужое мироощущение. Грустно бывает, когда остро чувствуется бессмысленность всего, в том числе и творчества. Поэтому так необходимы эти поиски смысла, цели, эти бесконечные вопросы. Наверное, самое блаженное состояние у детей — их удовлетворяют простые ответы. Меня же удовлетворит лишь тот ответ, после которого не возникнет больше вопросов. Это самый важный ответ-постижение. Точное, ясное, сильное ощущение, дающее исчерпывающий, полный, главный ответ, включающий в себя все вопросы до единого. Если я еще спрашиваю, ищу, размышляю — значит у меня нет такого ответа. Добавляются только вопросы, все более уточняющие, все более наводящие, нащупывающие какую-то туманную субстанцию все исчезающего смысла. Но если я дойду когда-нибудь до этого ответа, продолжится ли мое творчество? Оно ведь все построено на вопросах. Все саморазвитие — это череда, вереница сменяющих друг друга вопросов и ответов. Может быть, покой наступит тогда, когда будет получен последний ответ на все вопросы. Вот это уже будет точно вечное и совершенное постоянство. Но что наступит после него? Неужели это абсолютное постоянство способно не наскучить? Еще один пустой вопрос. Пока художник и покой — несовместимые понятия. Постоянны только перемены. Непрестанное движение, столкновение противоречий, внутреннее беспокойство, изменение без остановки — это творчество. Куда я стремлюсь? Что меня двигает вперед? И что там впереди? Кому это нужно и зачем все это? Знаю только, что с каждым годом все уплотняется, сгущается общий объем этих безответных, давящих вопросов, утяжеляя их вес. Как-будто ими, как насосом, изнутри выдувается, выкачивается воздух. И этому сжатому воздуху по прессом некуда выйти. Все выходы заткнуты клапанами. Но что-то просачивается в творчество, конечно. Давая временные передышки перед следующим удушьем бессмысленности.