«Каждый объект имеет два аспекта: обычный, видимый всем и каждому, и призрачный, метафизический, доступный лишь немногим в моменты ясновидения и метафизической медитации. Произведение искусства должно повествовать о чем-то таком, что не проявляется в видимой всем форме.» Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico)
«Истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом “из художника”. Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь; оно является существом.» Василий Кандинский (Wassily Kandinsky)
«Искусство не воспроизводит видимую сущность, а лишь делает ее видимой.» Пауль Клее (Paul Klee)
«Три года пишу я эти маленькие головки, как одержимый… теперь я понял, что большое искусство может твориться только с помощью религиозного чувства. И это я могу выразить только в человеческом лице. Я понял, что художник своим искусством может говорить посредством формы и цвета, что в нем есть Божьего. Потому произведения искусства и есть видимый Бог, а искусство — тоска по Богу.» Алексей фон Явленский (Alexej von Jawlensky)
«Всегда требуют от искусства быть понятным, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию искусства.» Казимир Малевич (Kazimir Malevich)
«В то время как я признаю потребность базирования на основе наблюдаемой действительности, истина искусства лежит в действительности, которая почувствована.» Одилон Редон (Odilon Redon)
«Вдохнуть жизнь в произведение искусства… — цель каждого художника, достойного этого имени… Но эту жизнь может вдохнуть в картину только взволнованность ее творца, и именно она волнует зрителя.» Альфред Сислей (Alfred Sisley)
«Великая проблема искусства, а также моя основная цель, это дать людям с помощью моих работ возможность подойти к постижению и реальности и ирреальности настолько близко, насколько это возможно.» Аршиль Горки (Arshile Gorky)
«Я стараюсь передать зрителям чувство священности, потому что искусство — это не только формальный акт передачи изображения, но, также, и момент озарения. Когда вы находитесь перед предметом искусства, вы как бы присоединяетесь к некоему сообществу, или, даже, племени. Вы получаете установку, потому что вы находитесь в священном месте со своими законами. С пониманием искусства, приходит понимание жизни, ее смысла.» Энцо Куччи (Enzo Cucchi)
«Дело не в реализме, дело в искренности. Произведение искусства должно быть искренним, иногда даже наивно искренним, но более всего намеренно и сознательно искренним.» Марианна Веревкина (Marianne von Werefkin)
Все понимают по-разному, что такое искусство. Послушаем и посмотрим, что говорят сами художники на эту тему. Я подобрала довольно разных художников по стилям и мироощущению, но тем не менее в их высказываниях есть много общего, вы не находите?
Художники совершенно не похожи по взгляду на окружающий мир и на самих себя. Картины абсолютно различны по цвету и композиции. Перед вами метафизик, абстракционист, экспрессионист, супрематист, импрессионист, символист… Разные направления, но всех художников объединяет глубокое понимание, что не все так просто в искусстве, как кажется на первый взгляд. Это не просто видимая поверхность, а нечто большее, тайное и загадочное.
Мне нравится, как говорит Джорджо де Кирико: “Произведение искусства должно повествовать о чем-то таком, что не проявляется в видимой всем форме”. Или высказывание Василия Кандинского, которое является одним из моих любимых афоризмов на эту тему: “Истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом “из художника”. Ну и, конечно, как не согласиться вот с этой мыслью Энцо Куччи: “С пониманием искусства, приходит понимание жизни, ее смысла”. Своеобразным продолжением этого афоризма стала для меня подборка цитат об искусстве из книги английской писательницы Айрис Мердок “Черный принц“. К искусству живописи, как мне кажется, больше всего подходят несколько изречений. Вот эту фразу будто бы сказал художник: “Искусство рождается из бесконечного самоотречения и безмолвия“. Еще одно точное наблюдение: “Произведение искусства равно своему создателю. Оно не может быть больше, чем он“. А это просто глубоко: “Только искусство объясняет, само же оно не может быть объяснено“.
Искусство трудно понять, но все-таки мне очень хочется, чтобы люди не проходили мимо того, что им непонятно, не требовали от искусства быть понятным или простым для восприятия, а вместо этого попытались по мудрому совету Казимира Малевича “приспособить свою голову к пониманию искусства”.
Чтобы это «приспособление» произошло, от человека требуется колоссальный труд, если, конечно, оно не всосано с молоком матери. Нам, выросшим в интеллигентских семьях, часто бывает невозможно понять, КАК можно мыслить так, а не иначе, как можно воспринимать искусство потребительски и т.д.А ведь для многих и многих это естественно и элементарно. Вспомните нашу любимую Культурологию, где мы с вами познакомились. Чуть ли не половина комментаторов заканчивают свое послание выводом:» Я такое бы купила (не купила,повесила в спальне, выбросила на помойку…)» Искусство низведено до уровня обслуги. Правда, справедливости ради надо сказать, что сейчас таких комментов стало значительно меньше. Может, наши вопли подействовали?
Maria Trudler :
Спасибо, Марина, за этот комментарий!
Идея делать подборки цитат художников с их картинам, у меня возникла постепенно. Количество прочитанных комментариев: «Мой племянник (сын, внук, муж) рисовал лучше в 2 (4, 5, 10 лет)» или точно вот таких: ”Я такое бы купила (не купила,повесила в спальне, выбросила на помойку…)” превысило в моих ощущениях разумные границы, перешло в качественный протест.
А на Культурологии у меня давно пропало желание комментировать. Я захожу туда только, чтобы почитать ваши комментарии, Марина, и ваш голос там — как крик вопиющего в пустыне. Может действительно есть эффект от ваших умных замечаний, или люди начинают стесняться собственного невежества, не знаю… Хочется верить, что не все потеряно. 🙂
Последняя стилистическая понравилась достойная в своей сфере, работа простая, но у неё есть своеобразная изюминка простоты и это впечатляет
Maria Trudler :
Мне все картины чрезвычайно нравятся в этой подборке, я же сама их выбирала. 🙂
А картина Марианны Веревкиной очень контрастна. Лед и пламя. Сильные страсти изображены…
Понравился осенний закат Сислея. «Взволнованное» искусство.
Maria Trudler :
Очень рада! Спасибо за прочувствованный отзыв. Мне тоже нравится Сислей, его скромные, простые пейзажи меня волнуют. Я видела их в живую, каждый раз в зале импрессионистов меня именно к ним тянуло, не знаю почему… Хотя нет в них ни ярких красок, ни экспрессии, ни удивительных сюжетов, но они все равно воздействуют по-своему тихо, но сильно — взволнованное искусство.
Благодаря тому, что у каждого художника (да и просто человека) свое субъективное понятие искусства, мы имеем такое огромное культурное достояние на сегодняшний день. Это именно тот случай, когда субъективизм порождает прекрасное!
Maria Trudler :
Все мы — уникальны и чем-то похожи друг на друга. В индивидуальности мироощущений настоящее искусство демонстрирует свое богатое разнообразие. Но из-за того, что в нас людях есть много общего, мы способны, если постараемся, конечно, понять о чем говорят нам самые разные творцы. Главное, быть чутким.
Мне тоже очень понравился пейзаж Сислея, а еще работа Аршиль Горки — его картину тоже (как и у Вас) можно разглядывать очень долго угадывая персонажи на холсте…
Maria Trudler :
Спасибо, Света! Я так рада, что и Аршиль Горки не оставил вас равнодушной, его картины действительно оживают в нашем воображении. Я тоже теряю чувство времени, когда картина приглашает меня быть ее соавтором…
Маша, ты меня опередила. Я думаю о похожем посте 2 недели уже. Блин, теперь придется подождать еще пару недель. )))))
Maria Trudler :
Сергей, такие совпадения неслучайны. Зачем ждать пару недель? Публикуй прямо!
Я эту задумку вынашиваю уже давно, все руки не доходили осуществить. Но это только начало.
Никогда не понимал экспрессионистов. Для меня за гранью мысли разгадать, что человек пытался вложить в квадратную голову пса. Малевич для меня вообще не понятен. Ну не дано мне.
Maria Trudler :
А где вы среди этих картин квадратную голову пса увидели? Малевич один из очень трудных художников для понимания. Начните с чего-то попроще и постепенно увеличивайте степени сложности.
Ух, прямо взбудоражила картина этого художника Альфреда Сислея, как-будто сам находишься где то рядом и даже запах почувствовался.
Maria Trudler :
Да, импрессионисты — мастера передавать непередаваемое и неуловимое — свет, состояние, запах…
По-моему, искуство зто отдельный мир, который для каждого человека индивидуально устроено. Спасибо, люблю такие посты.
Марина :
Буквально вчера пересмотрела еще разок «Куда приводят мечты». Невзирая на определенную дозу сентиментальности и «голливудности» фильм достаточно приятный. Одна из главных его мыслей — ты сам творишь свою реальность.Там, правда, имеется ввиду загробная жизнь, но это ничего не меняет. Будет именно то, что ТЫ захочешь и КАК захочешь. Так вот, искусство тоже каждый сам для себя устраивает, индивидуально и по своему вкусу. Другое дело, что оно может быть открытым или герметичным. Но это тоже очень индивидуально. Мне кажется, степень открытости/закрытости новому зависит от степени жажды жизни (прошу простить высокий «штиль»), готовности меняться и не коснеть в себе-любимом.
Maria Trudler :
Да, я смотрела “Куда приводят мечты”. Фильм очень красочный, но из-за сентиментальности недостаточно глубокий, как мне кажется.
Степень открытости/закрытости у всех своя. И зависит от желания меняться/не меняться.
Очень многие художники застывают в своем развитии, самоповторяясь всю жизнь. Да и многие зрители дальше какого-то уровня не желают воспринимать новое в искусстве. Как-будто устраивают себе «потолок», границу понимания, дальше которой или выше они не желают идти.
По моим наблюдениям, у большинства таким потолком является импрессионизм. За больше чем столетие люди научилось его воспринимать, но потом как-будто история искусства для них исчезает куда-то, никто не хочет знать, что за ним следует. А жаль. И где спрашивается жажда жизни и поиск в ней чего-то нового?
Maria Trudler :
Спасибо, Анна, за отзыв. Благодаря искусству, мне кажется, мы можем смотреть на жизнь «чужими» глазами, учиться понимать и ценить индивидуальность друг друга.
А это лень виновата. Не хочется напрягаться, куда-то лезть, над чем-то думать. Инерция мысли — и, как следствие, инерция и загнивание жизни. Во как меня занесло-то:))
Maria Trudler :
Когда «не хочется напрягаться, куда-то лезть, над чем-то думать» — это называется равнодушие.
Правильно вас занесло! Вот настрой «моя хата с краю, я ничего не знаю» не приводит ни к чему хорошему.
Искусство развивает умение чувствовать, быть сопричастным, думать…
Да вот насчет «хаты» не так просто. Во дни моего пионерского детства была популярна задорная песня с припевом:»Мне до всего есть дело!» Это гнусное желание сунуть свой нос во все чужие дела очень характерно для тех времен. Да и сейчас многие живут по тому же принципу. Часто хочется сказать, мол, уймитесь, родные, займитесь собой, своей душой и своими проблемами. Нет! чужое гораздо интереснее, поскольку бодрит и стимулирует. Конечно, «крайняя хата» это перебор и доведение до абсурда принципа невмешательства, того самого «прайвеси», права на личную жизнь.Но иногда не грех его и вспомнить. Я, конечно, сгущаю, да и к искусству это не относится, просто — кстати…
Maria Trudler :
Да, эту поговорку с «хатой» я зря приплела, она вызывает не те ассоциации, больше личные, это точно. А я имела в виду равнодушие к искусству, в смысле, что “моя хата(мое понимание) с краю, я ничего не знаю (не понимаю картину, книгу, музыку и т.д.)” и знать, понимать не хочу.
Кстати, не могу понять почему людям интересна чужая личная жизнь, а не искусство, к примеру.
А в частную жизнь лезут, но оставаясь равнодушными, просто из любопытства.
Не всегда. Мнение на этот счет меняется по настроению. Вот примеры из моей жизни. Сосед лежит в реанимации уже неделю и мы все неподдельно за него переживаем. Меня нашли в «одноклассниках» все мои друзья и родственники и я поняла, что дорога им. Ну а если завтра кто-то обидит, то весь мир посереет. Это у всех так. 🙂
Maria Trudler :
Примеров из жизни у всех очень много. 🙂
Искусство тоже ведь личная жизнь, только внутренняя, скрытая, гораздо более интересная, насыщенная и разнообразная, чем обычная, «внешняя» личная жизнь, в которой не так уж много событий и у всех примерно одинаковая (дом, работа, семья и так далее).
Так почему внутренняя «личная жизнь» в искусстве совсем неинтересна? Людей больше занимает внешняя жизнь художников, писателей, артистов.
Марина :
Потому что наблюдения внешней жизни не требует работы ума и души. Мало кому охота вникать и раздумывать.Гораздо проще подглядывать в щелочку и убеждаться, что «они» тоже не боги, все как у людей: болезни, измены, ссоры…
Maria Trudler :
Для этого и подглядывают. Но это же неинтересно! Убеждаться лишний раз, что все у всех в повседневной жизни примерно одинаково. Ничего себе успокоение. 🙂
Мне, наоборот, нравится видеть уникальность людей, а это очень хорошо проявляется в их творчестве.
Живем в социуме, какая личная жизнь?
Maria Trudler :
Живем-то живем, но личное лучше всего оставлять личным. Хотя современные реалити-шоу в формате массового подглядывания («Большой Брат») показывают, что грань между личным и общественным в сознании людей уже стерта. 🙂
А если серьезно, то спасибо, Мария, за проделанную работу. Мы действительно свою голову не приспосабливаем к пониманию искусства. Вот эта картина нравится, а вот это просто — мазня… У нас нет времени разобраться в том, что изображено художником, мы проходим мимо. Сколько судеб разрушено из-за такого равнодушия.
Maria Trudler :
Единственный критерий в «понимании» искусства у большинства это нравится — не нравится. На этом все заканчивается.
Я например, тех художников, которые мне явно не нравятся, сильнее всего хочу понять. Одобрить, присоединить к своему пониманию. Своей различностью от моих представлений они меня провоцируют разобраться в их художественном мироощущении. Понять почему, для чего, вникнуть в их работы, для этого действительно надо свою голову приспособить к восприятию другого, непохожего мира искусства. Это долгий процесс, но того стоит.
Искусством не является ни одно выше названое. Искусство — это способ показать мир с разных ракурсов и сторон, в разных его проявлениях и методах познания.
Марина :
Поясните, пожалуйста, свою мысль. Что именно, какое «вышеназванное» не является искусством?
Maria Trudler :
Марина, человек родил свой афоризм, определив в двух словах, что такое искусство. А я столько думаю, как описать словами, что это такое…
Марина :
Да что-то этот афоризм так отдает марксистско-ленинской эстетикой, что я в свое время изучала…:))Стиль, по крайней мере, знаком до боли.
Maria Trudler :
Да, отдает штампом той эпохи. Хотя, когда первый раз прочла комментарий, подумала, что молодой человек только так и способен категорично выразиться.
Мария, спасибо за вашу работу. Я тоже люблю метафизическую живопись. Приятно было познакомится. Меня сильно поражает работа художника Одилона Редона.
Maria Trudler :
Спасибо за спасибо. И я люблю Редона, у него очень интересное, тончайшее художественное мироощущение. Оно действительно поражает.