Дорогие друзья, сегодня Марина Рулева продолжает свои поэтические исследования всего таинственного и мистического. В прошлый раз повод для раздумий дали Тайные знаки, а на этот раз в качестве персонажа обсуждения выступает моя любимая Луна. Попробуем вчитаться и поразмышлять:

Стоит полнолуние, последнее за зиму. Самое время порассуждать об этом загадочном «объекте», источнике стольких вдохновений. Однако воспринимают ее, в основном, одинаково. Мне кажется, красноречивее всего сказал Байрон:
Бессонных солнце, скорбная звезда
Твой влажный луч доходит к нам сюда.
При нем темнее кажется нам ночь,
Ты — память счастья, что умчалось прочь.
Здесь все: и долгие ночи без сна, и печаль покинутого сердца, и мистические связи с приливом-отливом («влажный луч» — это шедевр Маршака!)… Однако, как всегда, картину делают детали. И они очень интересно проявляются в испанской поэзии. Там все гораздо трагичнее, поскольку луна не просто «память счастья», но символ смерти. Вообще, отношения со смертью у этой нации удивительные. Она — часть их существования, и это делает ее если не обыденной, то, по крайней мере, доступной диалогу. И он таки происходит. Знаменитое канте хондо не что иное, как страстное, иступленное обращение к ней. Не с просьбой, нет! с требованием уйти!, «Смерть пришла в мой дом, я встану у нее на пути, я не дам ей пройти !» Как жутко, как хрипло, как совсем не эстетично звучат эти напевы. О, они не для туристов, которые «хочут красиво», они для себя, для своей жизни. И луна непременная спутница этой жизни, каждого уважающего себя мачо. — «В полночь на край долины увел я жену чужую, а думал — она невинна»… Луна изменчива, непостоянна, коварна. Она хочет общения и жертвы… «Луна в цыганскую кузню вплыла жасмином воланов. И смотрит, смотрит ребенок. И глаз не сводит, отпрянув.» Эта встреча кончилась, естественно, плохо: «Где-то сова зарыдала — так безутешно и тонко! За ручку в темное небо луна уводит ребенка». А знаете, что с ним потом будет? он станет ее сыночком и превратится в серебряную монетку. В полнолуние «серебряные деньги рыдают в кошельках». Почему? потому что не могут вернуться к ней.
Утрата, невозможность обретения, расставание без надежды. И символика подстать: апельсин — счастливая любовь, грейпфрут — запретная. А что же несчастную любовь символизирует? лимон. И опять луна рядышком: «Никто в ночь полнолунья не съел бы апельсина,- едят лишь ледяные зеленые плоды».
Но неужели все так трагично и непоправимо для влюбленных? Нет, ведь плоды-то зеленые! а это символ жизни и смерти, цвет бессмертия, весны и надежды. Есть, правда, одна деталь, которая мешает нашему ликованию. Но об этом в следующий раз.