Дорогие друзья, сегодня Марина Рулева продолжает свои поэтические исследования всего таинственного и мистического. В прошлый раз повод для раздумий дали Тайные знаки, а на этот раз в качестве персонажа обсуждения выступает моя любимая Луна. Попробуем вчитаться и поразмышлять:
Стоит полнолуние, последнее за зиму. Самое время порассуждать об этом загадочном «объекте», источнике стольких вдохновений. Однако воспринимают ее, в основном, одинаково. Мне кажется, красноречивее всего сказал Байрон:
Бессонных солнце, скорбная звезда
Твой влажный луч доходит к нам сюда.
При нем темнее кажется нам ночь,
Ты — память счастья, что умчалось прочь.
Здесь все: и долгие ночи без сна, и печаль покинутого сердца, и мистические связи с приливом-отливом («влажный луч» — это шедевр Маршака!)… Однако, как всегда, картину делают детали. И они очень интересно проявляются в испанской поэзии. Там все гораздо трагичнее, поскольку луна не просто «память счастья», но символ смерти. Вообще, отношения со смертью у этой нации удивительные. Она — часть их существования, и это делает ее если не обыденной, то, по крайней мере, доступной диалогу. И он таки происходит. Знаменитое канте хондо не что иное, как страстное, иступленное обращение к ней. Не с просьбой, нет! с требованием уйти!, «Смерть пришла в мой дом, я встану у нее на пути, я не дам ей пройти !» Как жутко, как хрипло, как совсем не эстетично звучат эти напевы. О, они не для туристов, которые «хочут красиво», они для себя, для своей жизни. И луна непременная спутница этой жизни, каждого уважающего себя мачо. — «В полночь на край долины увел я жену чужую, а думал — она невинна»… Луна изменчива, непостоянна, коварна. Она хочет общения и жертвы… «Луна в цыганскую кузню вплыла жасмином воланов. И смотрит, смотрит ребенок. И глаз не сводит, отпрянув.» Эта встреча кончилась, естественно, плохо: «Где-то сова зарыдала — так безутешно и тонко! За ручку в темное небо луна уводит ребенка». А знаете, что с ним потом будет? он станет ее сыночком и превратится в серебряную монетку. В полнолуние «серебряные деньги рыдают в кошельках». Почему? потому что не могут вернуться к ней.
Утрата, невозможность обретения, расставание без надежды. И символика подстать: апельсин — счастливая любовь, грейпфрут — запретная. А что же несчастную любовь символизирует? лимон. И опять луна рядышком: «Никто в ночь полнолунья не съел бы апельсина,- едят лишь ледяные зеленые плоды».
Но неужели все так трагично и непоправимо для влюбленных? Нет, ведь плоды-то зеленые! а это символ жизни и смерти, цвет бессмертия, весны и надежды. Есть, правда, одна деталь, которая мешает нашему ликованию. Но об этом в следующий раз.
Фантастика. Луна, вообще объект, который путаются изучить многие, и я не исключение, все время пытаюсь снимать в лунную ночь, но многое вообще не получается!
Maria Trudler :
Наверное, луна показывает тебе свой неприступный, женский характер, Миша. Вот правильно Марина написала — «луна непременная спутница этой жизни, каждого уважающего себя мачо»! 🙂
Может это не так поэтично, но лично меня в Луне всегда поражало одно удивительное обстоятельство: она в 400 раз меньше Солнца, однако в 400 раз ближе к Земле, в следствие чего так красиво выглядят затмения 🙂
Maria Trudler :
А меня всегда поражает лунный, отраженный и холодный свет. Мне так понравился этот грустный напев: “Где-то сова зарыдала – так безутешно и тонко! За ручку в темное небо луна уводит ребенка”. Картина, не иначе.
В лунную ночь всякое разное рисуется…
hawk :
А ещё я мечтаю в ясную лунную ночь летом побывать в лесу. По-моему это должно быть фантастически красиво
Maria Trudler :
Главное, в лес не в одиночестве пойти, а то как-то неуютно, наверное, будет. Скорее страшно… но красиво.
Танец луны в небе — фантастика, у кого хватит воображения его увидеть.
Вот еще необыкновенно красивые строки Федерико Гарсиа Лорки из стихотворения «Луна восходит»:
Когда встает луна, —
колокола стихают
и предстают тропинки
в непроходимых дебрях.
Когда встает луна,
землей владеет море
и кажется, что сердце —
забытый в далях остров.
Марина :
Вот в лес мне бы не хотелось. Мне там и днем-то неуютно, темно и тесно. Степь в лунную ночь удивительно красива и поэтична. Главное, далеко видно:))
Maria Trudler :
Вот, как интересно.
И я люблю большие открытые пространства — степи, поля, моря.
Именно из-за этого чувства простора, шири.
Я очень хорошо запомнила одну прогулку лунной ночью — огромная луна висела так низко над землей, что казалось рукой можно достать. Очень трепетно и красиво.
P.S. Я так вдохновилась твоим замечательным эссе, Марина, что устроила вечер поэзии Лорки, читала вслух его лунные стихи, а потом слушали канте хондо в исполнении Mercedes Sosa и Camaron & Paco de Lucia. Из канте хондо, оказывается, вышел фламенко.
Марина :
Прекрасно! значит, мои скромные заметки идут на пользу!
Maria Trudler :
Конечно, я от тебя столько нового узнаю! Спасибо большое!
Фотографировать луну затруднительно, но вот рисовать — просто замечательно, особенно акварелью, когда краска растекается. Потом, сухой кисточкой обмакнешь и луна получается очень правдоподобная и загадочная.
Maria Trudler :
У меня луна тоже тема любимая. То лунная ностальгия, то танец луны, то лунная печаль какая-нибудь. Лунные лики, профили месяцев — постоянные образы.
Для меня знак луны — это еще и кораблик для влюбленных (в перевернутом виде), а полнолуние с тонким месяцем внутри — их прибежище.
Без луны почти ни один рисунок не обходится.
После свадьбы мы с мужем ночью на лыжах в лес ходили гулять. Вот когда лес был действительно для меня загадочный, когда присутствовал холодок страха, особенно, когда муж скрывался за деревьями, а я знала, что там водятся волки. Сосны казались такими высокими… Позже я этот лес одна проходила вдоль и поперек в поисках грибов и просто гуляла, но уже никакого страха не было. Лес очень красивый, но совершенно уже не загадочный.
Maria Trudler :
Наверное, так через время человек ко всему привыкает, теряя чувство новизны и загадочности.
Какая вы бесстрашная! А бы одна в лес никогда добровольно бы не пошла. 🙂 Мы любим на природу с друзьями ходить. Столько радости и эмоций!
Красивые размышления! Луна не даром всегда притягивала воображение и умы человечества. Все-таки в ней что-то есть! А что именно каждый решает сам: для влюбленных — одно, для одиноких — совсем другое…
Maria Trudler :
Луна, наверное, отражает вместе со светом нас самих — наши желания, мечты, надежды. Лунная ночь таит в себе для каждого его настроения. Мне нравится ночь тем, что накрывая темнотой суетные заботы дня, она позволяет погрузиться во внутренний мир, освещая, как ни странно, самые спрятанные ощущения.
Вот это настоящее искусство! Любые художества про природу всегда впечатляют! Оказывается красота находиться вокруг нас, и выдумывать ее не нужно…
Maria Trudler :
Вы имеете в виду картину Архипа Куинджи «Лунная ночь»? Так она просто дана для иллюстрации эссе Марины Рулевой, которая рассуждает в нем о луне, но в стихах. 🙂
я всегда восхищалось красотой луны, особенно зимой, когда ночи темные-темные (у нас в Карелии летом белые ночи), идешь домой, и весь твой путь освещает луна.
Maria Trudler :
Спасибо, за поэтичный отзыв. Когда весь путь освещает луна — это сказка!
у нас в Карелии много озер, есть горы, но совсем маленькие, но вот такую картину я вполне могу представить и у нас)
еще раз повторюсь — красота!
Maria Trudler :
Я посмотрела в гугл фото Карелии, красота у вас какая! Действительно ваши пейзажи чем-то напоминают картину Куинджи. Художник правда изобразил Дарьяльское ущелье (на реке Терек, Кавказ), но природа везде прекрасна.