Левитан. Цветущий луг

Дорогие читатели, сегодня Марина Рулева предлагает поразмышлять на поэтическую тему, в сопровождении короткого экскурса в историю:

Я живу на свете довольно давно, и моя ранняя молодость совпала с 60-ми годами. Тогда в газете «Комсомольская правда» (да-да, она именно так называлась, а вовсе не «Комсомолка»!) было модно разворачивать нравственные дискуссии. Пользовались они большой популярностью, их читали и обсуждали. Теперь-то говорят, что письма в редакцию писали сами корреспонденты, чтобы градус обсуждения поднять. Видно, так и было, но дело не в этом. Запомнилась мне одна, на весьма характерную тему :»Добро должно быть с кулаками». Представьте? эдакий мускулистый дебил с сияющим взором устанавливает свой, единственно верный порядок. И всем сразу хорошо становится. Ассоциаций ни с чем не вызывает? Вот именно…
К чему этот экскурс?
К тому, что нравственная, да и культурная парадигма, прошу прощения за эту пышность, совершает иногда удивительные кульбиты. То, что было всем понятно и близко, вдруг становится темой для рефлексии. Например. Невиннейшая, казалось бы, тема — Полевые цветы. Ну что здесь можно придумать такого, что стало бы предметом обсуждения? Но в 90-е годы вышел «Русский венок» Светланы Кузнецовой. C тех пор читаю — не могу начитаться. Вот одно из самых любимых:
РОМАШКИ
Опять в округе этой оробелой
Отделаться от мысли не могу:
Ромашки издали — клочки бумаги белой,
Разбросанные кем-то на лугу.
Архивы, уничтоженные в спешке,
Свидетели убийства и хулы;
Напоминанье нам о том, что пешки
От века беззащитны и малы.
Не просто та надежда иль остуда,
Где только нечет или только чет,—
Разорванные письма ниоткуда,
Которые никто уж не прочтет.
Внезапный трагический сдвиг производит ошеломляющее впечатление. Умение художника взглянуть на реальность по-новому, по-своему, это, наверное, и есть главный признак Творчества, с Большой Буквы.

А вот из другой оперы.
Я умерла за Красоту —
Она была мой хлеб.
А он за Истину погиб,
Его — соседний склеп.

И он спросил: «Тебя за что?»
И, выслушав ответ,
Приятно — он сказал, — когда
Подельник — твой сосед.

И мы беседовали с ним
О жизни, о делах,
Пока не вырос дикий мох
На наших именах.
Эмили Дикинсон, гениальная американская поэтесса, о которой никто ничего не знал при жизни. Красота и Истина — это, оказывается, одно… Истина красива, Красота истинна. Всегда ли?