Марк Шагал. Миф об Орфее

В этот раз Марина Рулева приглашает всех нас поразмышлять о сдержанности в жизни и искусстве. В чем проявляется истинная душевная зрелость человека? Поэзия и музыка, как всегда, приходят на помощь в ее размышлениях, обнаруживая интереснейшие параллели между собой:

Время от времени я начинаю дискутировать сама с собой, что лучше – открыто и внятно выражать свои чувства, чтобы люди тебя поняли/пожалели, или все же не стоит напрягать других своими проблемами?
Как всегда, обращаюсь за помощью к классикам. В этот раз на ум пришло потрясающее явление музыкального искусства, ария Орфея из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Боюсь, не у многих она на слуху, поскольку далеко не так выразительна, как знаменитая Мелодия оттуда же. Но дело не в этом. Орфей поет свою арию, когда Эвридика для него вновь потеряна, на этот раз, навсегда. Текст там такой:

Потерял я Эвридику,
Эвридики нет со мной!
Злобны боги, их упреки
Всех скорбей моих виной! (2 раза)

Здесь должны быть стоны и ламентации, ведь правда? ничуть не бывало. Мало того, что все звучит исключительно сдержанно, без слез и воплей, так еще и в мажоре! Когда слушаешь это впервые, невольно испытываешь противоречивые чувства – а он ее на самом деле любил? может, притворялся, поэтому и не убивается слишком? но тогда, зачем же он в царство мертвых за ней отправился?.. Загадка гения. Может, это проявление истинной зрелости натуры (… молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои….? – какая, однако, параллель выявилась!)
Или отражение тогдашней этики – принимать дары богов с благодарность, какими бы эти дары ни были… Но не является ли это знаком тупой пассивности, отказа от собственного участия в своей судьбе?

И пришло на ум другое обращение по тому же адресу:

За всё, за всё тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слёз, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.

Не правда ли, какой накал страстей, какой напор!.. к кому? – к Богу? или к людям, с предоставлением полного списка потерь и обид? Конечно, и время другое, и творцы абсолютно разные. Но – воля ваша – Орфей мне по-человечески как-то симпатичнее. Он скорбит глубоко в себе, не надоедая окружающим своим горем. Что и является признаком душевной зрелости. Так мне, по крайней мере, кажется…