За окном урчат машины, кричат люди, шум страшный и непонятного происхождения. Со вечера настраивалась мысленно на работу. Можно медленно сойти с ума ничего не делая. Поглощение чужого творчества — книги, фильмы — уже не насыщает, а просто убивает время, когда делать свое почему-то не хочется. Сейчас пью кофе — настраиваю мысли в одном направлении, а они все равно разбегаются кто куда.
То об одном подумаю, то о другом вспомню. Выложила на рабочий стол исписанные текстами старые композиции, папку с рисунками… Сделала одну редакцию первого бросившегося на глаза текста. Да, иногда кажется, что процесс редакции может продолжаться до бесконечности. Рука начав писать, набирает обороты новых предложений. И старый текст теряется в глубине нового текста. Хорошо, что формат бумаги А4 как-то ограничивает неуемный жар воображения. Дисциплинирует хаотичный поток сознания. Охлаждает закипающие мысли при одном только взгляде на небольшой прямоугольник бумаги. С просторов которой надо зайти и выйти элегантно, оставив еще хоть какую-то свободу для размышлений. Пространство для экспериментов. От одного взгляда на свои бесчисленные словесные импровизации меня обуревает тихий ужас. Иногда перечитывать тоска берет, не то что бы редактировать этот не прекращающийся ежедневный бред художника. Дневник ведь… Тогда зачем перечитывать, дополнять, переписывать? Какой смысл? Чтобы занять мозги работой. Это я сама себе отвечаю. Не знаю, если стоит печатать рукописные тексты… Бессмысленный, напрасный труд. Потеря времени. Которое лучше употребить на писание новых. То есть или надо сразу писать на компьютере, или набирать текст в тот же день, когда он был написан, или писать на бумаге и не заниматься с перенесением в электронный формат. Что сразу не делается, может не сделаться никогда. Так как время течет вперед, а не назад. И возвращаться в прошлое не всегда хочется. У меня была мысль напечатать мои письма к родителям, но куда уж там… Душа не выдержит такого безжалостного погружения в прошлое… И надо ли?
Кажется, что все мое творчество, как рисунки на песке… Я их создаю, радуюсь в процессе. И волны быстротекущих дней смывают результаты без следа. Стираются водой времени рисунки, картины, тексты. К новому дню всегда приготовлен белый лист в голове и душе. Или творчество — огромная мандала, которую я собираю кусочек за кусочком день за днем? В один неожиданный момент ветер все сдувает — и я начинаю снова. Не помня и не интересуясь, что было до этого. Важен результат внутри, а не снаружи. Все уносится ветром забвения. Ветром перемен… Какой смысл сохранять, заботиться, помнить?
Маша, как это верно подмечено, когда поглощение чужого творчества — книги, фильмы — уже не насыщает, а просто убивает время… Действительно знакомо такое состояние. А то, что иногда творчество, как рисунке на песке… Это естественный процесс, наверное. Ты сама ответила «Я их создаю, радуюсь в процессе» и еще «Важен результат внутри, а не снаружи.» Так что пускай Ветер перемен уносит прошлое в прошлое, все что нужно и так уже осталось внутри тебя…
Maria Trudler :
В моем дневнике эта запись идет под заглавием «Тоска…» и написана она летом два года назад (долго не решалась ее опубликовать). Спиралью повторяются какие-то ощущения. С небольшими добавками нового.
Иногда проскальзывает сомнения о смысле творчества. Все покрывается грустью, как паутиной. Пока ветром не унесутся все эти печальные мысли. И все вернется на круги своя: картины, рисунки, композиции, тексты. День за днем. Наташа, спасибо тебе большое. Ты всегда находишь самые нужные слова. Появляясь неожиданно, как добрая фея.
Это удивительное завораживающее действо со своей философией. Восхищаюсь такими художниками!
Maria Trudler :
Спасибо!
ветер ничего бесследно не уносит. хоть малая частичка обдуманного, созданного навсегда остается в тебе и из этого вся ты и состоишь. каждый шаг, в прямом или переносном смысле — это ты. ничто не уходит бесследно для самого себя. но соглашусь, что ощущение именно такое.
на счет редактирования старых текстов и рисунков, для меня это было бы не очень интересно. немного напоминает капание в старых вещах, зачем в принципе это нужно? иногда да, но целенаправленно — не для меня)
Maria Trudler :
Мне так нравится, как ты пишешь. После точек маленькими буквами, а не большими. Оставляешь, как написалось. А я исправляю на заглавные почему-то. И что-то от этого меняется в атмосфере сказанного. Как-будто покрывается пленкой банальности.
Бывают состояния, как в тумане. И то, что ранее казалось понятным, перестает им быть. И как не убеждаешь себя, ничего не помогает. Понимание ведь не в словах. А в ощущении. Если оно ускользает, то все. До следующего раза.
Конечно, все остается внутри. Это бесспорно. Трудно задержать это чувство уверенности.
Рисунки я не редактирую, а дорисовываю в большие композиции. Как и тексты дописываю. Поэтому они разрастаются вширь. Хотя так было раньше. Уже нет сил на эти копания в прошлом, как ты сказала.
Люцерна :
да ничего в этом хорошего, что я не ставлю прописные буквы в начале предложений). это уже на автомате идет в инете, но я терпеть не могу грамматических и других ошибок любого рода.
Maria Trudler :
А мне наоборот очень это нравится. Это как ритм мысли. И проявление собственного стиля и свободы делать с буквами все что хочется. Сама себе этого не позволяю. Мама (учительница русского и литературы) слишком выдрессировала комплекс правильности. Бесконечными переписываниями и работой с текстами.
Интересные мысли, и вопрос последний заставляет задуматься…
Maria Trudler :
Спасибо, Ира. А последний вопрос… «Все суета сует. Все тщета и ловля ветра» — как сказал Соломон.
Мысли, рисунки, фантазии приходят и уходят, а мы пытаемся успеть запечатлеть их на бумаге на память.
Но не нужно постоянно цепляться за прошедшее, боясь забыть, иначе не будет будущего.
Maria Trudler :
Прошлое у меня запечатывается в рисунках и картинах. Именно там оно сохраняется, а не в моей дырявой памяти. Но больше всего я люблю ощущение безвременья. Которое появляется, когда рисую.
Очень красиво!
Вот она — душа! Во всех её проявлениях.
По мне так лучше выливать радость и грусть в творчестве,а не совершать суицидов и прочих необдуманных поступков.
Maria Trudler :
Согласна. Эх… Если бы все были творцами. Жизнь была бы цветнее и интереснее. )))
Какие у вас медитативные рисунки…
Maria Trudler :
Сами так рисуются!
Я не в праве критично относиться к любому виду искусства, но некоторые произведения просто не могу назвать «искусством». Это не очень красиво, я бы не стала восхищаться такой работой.
Maria Trudler :
А что же вас заставило оставить комментарий? 🙂
Художник — это тот редкий человек, который умеет видеть окружающий мир и отобразить его в своих рисунках. А вот как он его отображает — это другой вопрос. Нравится лично вам или нет, какая разница, это мир другого человека и он видит его по своему.
Maria Trudler :
Как хорошо вы сказали, Галина, спасибо! Именно это я люблю в искусстве — что можно увидеть мир и почувствовать его глазами других людей. Картины — как волшебные цветные стеклышки, через которые можно всегда по-новому смотреть на окружающее. Как снаружи, так и внутри.
В связи с твоими словами мне почему-то вспомнились слова из книги Мюриель Барберри, которую я только закончила: «Искусство — это жизнь. но только в измененном ритме»… А в жизни все проходит, что-то мы помним, а что то нет…
Maria Trudler :
Красиво сказала Барберри. А что это за книга?
Оля Раскраскина :
«Элегантность ежика» :)несмотря на смешное название очень глубокая книга — рекомендую… Там очень много размышлений на тему искусства и прекрасного в целом и живописи в частности… Если таки возьмешься читать — было б интересно потом услышать твои впечатления..
Maria Trudler :
Возьмусь почитать. Название забавное. Потом расскажу тебе свои впечатления.
Просмотрела книгу быстренько, на глаза попала интересная мысль:
«Тогда надо выпить чашку чаю или же посмотреть фильм Одзу — это поможет вырваться из круговерти сражений и соревнований, которая составляет удел нашего доминирующего на планете вида, и облагородить этот жалкий фарс печатью Искусства в высших его проявлениях.»
Одзу — мой любимый японский режиссер, он действительно вырывает из времени, из всего…
Оля Раскраскина :
Название действительно забавное 🙂 А таких глубоких мыслей там очень много, поэтому мне и кажется, что тебе должно понравится — хотя может я и ошибаюсь
Maria Trudler :
Посмотрим, как работает твоя интуиция. )) Спасибо за рекомендацию, Оля. А ты нарисовала что-нибудь новое или решила отдохнуть от рисования?
Оля Раскраскина :
Нет я сейчас рисую постоянно 🙂 Причем на студии у меня одна работа и техника, дома другая и еще в иллюстраторе третья 😉
Maria Trudler :
Браво! Ты молодчина! Именно так и надо работать — много и постоянно. Не забудь нам показать результаты! Интересно наблюдать за твоими успехами.
Оля Раскраскина :
Я подумаю 🙂 Может что-то я тебе отдельно покажу…
Maria Trudler :
Конечно, показывай!
Оля Раскраскина :
Мне почему-то кажется что это как хвастовство что ли… В общем не знаю…
Maria Trudler :
Да это просто твоя открытость и общительность! Всем бы такие качества, легче было бы жить.
Я когда подправляю работы маслом, у меня получается тоже примерно такая картина. Сначала чуть-чуть, потом больше и больше и в итоге остается от старой картины очень мало. С текстами у меня такое происходит гораздо реже.
Maria Trudler :
У меня так было с ранними текстами. Они разрастались редакциями, дополнялись, вычеркивались. Тихий ужас был. Сейчас я практически не редактирую, максимум — что-то допишу или разобью большой текст на несколько частей по смыслу.
А картины я никогда не исправляю и не переделываю. Все остается во всем своем несовершенстве. Даже ранние работы, эксперименты не трогала. Хотя боролась с желанием их выбросить. Начинала обычно новую картину, где учитывала все прежние неудачи.
«Поглощение чужого творчества — книги, фильмы — уже не насыщает, а просто убивает время, когда делать свое почему-то не хочется».
Машенька, а почему? Меня чужое творчество всегда вдохновляет.
Я, кстати, отсканировала ту книгу, которую тебе обещала. Но она почему-то очень увесистой получилась. Но попробую переслать. Надеюсь, у тебя безлимитка?
Maria Trudler :
Меня тоже вдохновляет. Но тогда, когда писала эти строчки (2 года назад летом, в такую же жару, как и сейчас), в принципе ничего меня не могло вдохновить, кроме прохлады на природе в обществе друзей. ))
Галочка, спасибо тебе большое за труд по сканированию. Так трогательно. А сколько мегабайтов получилась книга? Можно ее закачать на RapidShare, к примеру, или другой файлообменник такого рода, а я оттуда уже скачаю. На мою почту тоже можешь присылать спокойно, но и твоя почта должна быть безлимитной.
Тот, кто рисовал, у него явно талант, это восхитительно!!!
Ой, Маша, только начала вникать в твои мысли, как на глаза мне попалась моя фамилия в твоем Блогролле. И сразу все вылетело из головы ))) Так приятно! Спасибо! =)
Maria Trudler :
Не за что, Кристиночка! В блогролле собралась приятная компания из моих любимых блогеров.
Какая красота, необычность и зыбкость. Я бы не смогла чего-то сотворить, а потом это уничтожить, хотя, зрелище завораживающее, особенно, когда смотришь, как за считанные минуты возникает подобная красота.
Maria Trudler :
Зыбкость… Очень подходит это слово к творчеству.
Ой, а это очень необычно. Сколько времени у Вас уходит на создание такого чуда?
Maria Trudler :
Несколько минут. ))
Быть художником не значит, владеть кистью как Леонардо, быть художником это то, когда человек не просто понимает все тонкости человеческой природы, но он и сам от большой части природа.
Maria Trudler :
Замечательно! Когда у человека в природе — творчество, тогда он художник.
В настоящем творчестве сила не в результате, а в процессе. В противном случае творчество превратится в ремесленничество. И не останется следа от духовности. По этому пускай задует ветер и унесёт бесследно созданное. Его не жаль, потому что главное заключено в процессе создания.
Maria Trudler :
Хорошо сказано. Браво, Интересный. Мне очень понравилось ваше описание смысла творчества. Так и есть. Сейчас почти заканчиваю картину, и уже мысленно с ней расстаюсь. Я жила в ней, ею, пока рисовала, а как закончу — все, она уйдет из моих мыслей. Которые уже будут заняты новой работой.
Несвиж :
Красиво сказано! Действительно, путь иногда приятнее чем само место назначения. Как предвкушение подарка приятнее самого подарка)
Maria Trudler :
Абсолютно точно! Вспомнила один из любимых моих афоризмов Оскара Уайльда на эту тему: «В жизни возможны всего лишь две трагедии: первая — не осуществить своей страстной мечты, вторая — добиться ее осуществления.»
Я человек творческий лишь в бытовом плане:)). Но состояние, когда лишь теория не даёт ничего, мне хорошо знакомо. Ваше творчество восхищает.
Maria Trudler :
Творческим можно быть везде и во всем. Главное быть!
Спасибо за комплимент!
Да, все зависит от тебя самого. Творческий человек везде и всегда видит красивое и позитивное.
Maria Trudler :
Творческие люди видят по-другому. Не всегда радужно. Но чаще именно своими глазами.
психоделика:) а что, мне очень даже нравится:) можно на аватарку себе поставлю?
Maria Trudler :
Конечно, можно. Если так представляете свою аватарку. )))
Порою очень интересно почитать вот такие мысли вслух))) Красивым языком пишете;)
Maria Trudler :
Пишу то, что чувствую.
Я отношусь к тем людям, которые считают, что с прошлым лучше расставаться. Зачем хранить старые дневники, перечитывая которые, испытываешь только боль и тоску? Зачем томить сердце несбывшимися надеждами? Зачем травить душу болезненными воспоминаниями? Что было, то прошло. Пусть прошлое остается в прошлом.
Кстати, ваши работы очень эмоциональные и наталкивают на размышления.
Maria Trudler :
Спасибо, Оля. Если дневники несут в себе радостный настрой, почему бы их не перечитывать? Грустные строки тоже полезно перечитать иногда, чтобы взглянуть на прошлые печали с улыбкой.