Виллем де Кунинг (Willem de Kooning)

«Полагаю, что мнение, согласно которому природа хаотична, а художник вносит в нее порядок – чрезвычайно абсурдная точка зрения. Мы можем надеяться лишь внести некое подобие порядка в нас самих.» Виллем де Кунинг (Willem de Kooning)

Виллем де Кунинг (Willem de Kooning)

«История искусства — это алфавитный суп: художник погружает в него ложку и вытаскивает те буквы, которые ему больше нравятся.» Виллем де Кунинг (Willem de Kooning)

Виллем де Кунинг (Willem de Kooning)

«Я становлюсь свободнее.» Виллем де Кунинг (Willem de Kooning)

Виллем де Кунинг (Willem de Kooning)

«Мне все казалось само собой разумеющимся. Пространство, свет, деревья. Всё это принял в себя, не размышляя. Я сейчас смотрю вокруг новыми глазами. Я думаю, что это род чуда.» Виллем де Кунинг (Willem de Kooning)

Виллем де Кунинг (Willem de Kooning)

«Я хотел вернуться к чувству света в живописи. Я хотел войти в контакт с природой. Не писать картинки с натуры, а передать чувство того света, который так меня поражает.» Виллем де Кунинг (Willem de Kooning)

Кроме мрачных, чудовищно-мощных женских образов, меня всегда поражали в живописи де Кунинга его лиричные, абстрактные холсты 80-х годов прошлого века. Особенно белые с несколькими хаотичными, на первый взгляд, плавными, цветными линиями. В них просвечивает какая-то светлая, хорошая, интуитивная гармония. Очень экономичная, точная в своих средствах. Позднее творчество. Во время, когда писались эти картины, я проживала свое беззаботное, счастливое детство, рисуя своих сказочных героев. Может, поэтому мне так близка мечтательность этого его периода?

В разнообразных по толщине и направлениям извилистых линиях угадываются скрытые знаки поэтических фигур. Следы в воздухе. Желтые, синие, красные птицы, звери, врата, развилки путей, лица, летящие, танцующие женщины. Иероглифическая живопись. Напоминает немногословную восточную графику цветной тушью на белых листах. Простые сочетания, чистые тона. Яркость и нежность одновременно. Конечно, эти громадные, но тем не менее изящные полотна, лучше всего смотреть в живую, стоя перед ними и впитывая их атмосферу. Но даже через монитор реально ощутить трепетную экспрессию мастера, выигравшего наконец мир с самим собой.

Чтобы оставить на картине столько чистого, белоснежного пространства, необходима нешуточная, настоящая, сосредоточенная смелость. И выдержанная с временем, завоеванная в боях со своими страстями, свобода. Каждый взмах и удар руки кистью по холсту имеет решающие последствия — говорящие, не стираемые дороги линий. По которым художник проносит себя, рассекая воздух, и, по его словам, вносит «некое подобие порядка» в свой внутренний хаос.

Спокойные картины. С надеждой на счастье, близкое, еле различимое, но до которого — рукой подать. Созерцательно-просветленные. Лаконичные, без названий. Мне кажется, именно в них 80-летний Виллем де Кунинг успел передать чувство того самого света, о котором он пишет. Который его поражает в природе. Свет мягкий, обволакивающий, добродушный. Любящий. Обнимающий свет. Тонкие контуры разноцветных, то размытых, то четких символов парят в его теплоте, как в невесомости. Объятые сном. Возможно, это видение мудрости, умиротворенной старости?