У Фердинанда Ходлера больше всего люблю не его пейзажи (похожие на Рериха), а фигуративные композиции — хореографии эмоций в стиле модерн. Среди них самая потрясающая для меня — его картина «Сон». Она воздействует на меня магически и как-то по-особому мне близка. Как воспоминание о чем-то личном, далеком, почти забытом, что не хочется доставать из архивов памяти понапрасну. От страха, что эта ветошь рассыпется в руках цветной пылью. Но искушение велико. The Dream. Чаще всего встречается перевод этой картины — «Мечта». Но я не могу соотнести ее с этим словом. Какая же это мечта? Все спит, замерло. Это «Сон», конечно.
Рыжие, волнистые волосы-водоросли, темно-оранжевые, вторящие им печалью, стебли трав и раскрывшиеся бутоны цветов. Скорбная поза девы, утопающей в своей благородной печали, наклон ее головы, скованной сном, аристократический профиль — все так призрачно и холодно. И красиво! Офелия. Обдает ознобом от этой красоты. Она напоминает снегурочку. Или русалочку, выброшенную на берег. И так похожа на мою любимую подругу юности. До чего похожа. И внешне, и внутренне.
И еще. Недавно посмотрела удивительный фильм Вима Вендерса «Пина» о знаменитой немецкой танцовщице и хореографе Пине Бауш. Которая меня потрясла. Это она! Девушка с этой картины. Из Сна Ходлера! Аскетично-экспрессивная. Молчаливо-прозрачная, невыносимо тонкая и длинная, как стебель травы. С закрытыми глазами, направленными вглубь и вниз. Те же черты угловатости и плавности, хрупкости и силы. Больше всего меня покорили танцы самой Бауш. Все ее танцоры великолепны, каждый по-своему, но Пина — это нечто. Ее надо видеть. И, конечно, погружаясь в ее постановки, в ее яркие, сумасшедшие, бесстыдные (обнаженные до самых потайных уголков души) образы, мне параллельно, постоянно вспоминался Ходлер со своими длинноволосыми девушками-богинями в длинных туниках, с их изломленными движениями, с застывшими позами боли, отчаяния и страсти, кружащими в каком-то жертвенном танце-экстазе. Не знаю, если Пина была знакома с его грустным, безмолвным искусством, но почему бы и нет? Даже, если не была, оно незаметно проникло в нее само. Сцены из балетов Пины, как кадры из многофигурных композиций Ходлера. Ее невероятно откровенный, оголенный изнутри театр танца помог мне глубже почувствовать его скрытое, гордое напряжение во внешне почти неподвижных героях. Как странно и непредсказуемо пересекаются разные искусства. Фердинанд и Фелиппина (полное имя Пины) связались во мне в один узел — причудливо и неразрывно…
Грустная история. Все его родные раньше времени померли. Поэтому, наверное, такое дальнейшее внимание к теме смерти.
Как необычно и хорошо поведала о своем восприятии искусства Фердинанда Ходлера.
А мне его девушки понравились, созданные в стиле, который он сам и придумал — параллелизм.
Maria Trudler :
Я тоже обожаю симметрию, наверное, поэтому мне близок Холдер с его параллизмом в танцевальных композициях. Но он мне раньше казался слишком выверенным, неживым, как-будто его герои не люди, а статуи, замороженные в ритмичных движениях, выстроенных в некую гармонию. Может быть, неслучайно мне казались персонажи его неживые, столько смерти рядом с ним… Ты хорошо делаешь, что не пропускаешь биографии, из них многое можно понять.
После того, как увидела танцы Пины, смогла ощутить это его оцепенение, эту внешнюю скованность, что за ней скрывается почувствовала.
Danidar :
Ты умничка, что рассуждаешь именно так. Опять Ты мне напомнила Доротею из «Барьера»))
Как все близко и как все пересекается. С любой стороны такие движения и поступки Вендерса с его Пиной, Фердинанда живут своей жизнью, потому что они вдохнули жизнь в субъекты, в грусть, тоску. Заставили жить неодушевленное. Вот именно это меня всегда поражало в искусстве.
Лежит гитара, например, молчаливо так, немножко склонив свою головушку. Тишина. И вдруг берешь ее аккуратно, разбуживаешь ее и начинаешь извлекать из нее звуки. Сколько радости у окружающих, сколько радости у нее, что ее не забыли, разбудили и она кому-то еще необходима.
Я вижу любовь или не любовь, например, к инструменту. Так, наверное, видят любовь-не любовь и остальные: художники, архитекторы, фотографы, скульпторы, поэты, композиторы, актеры, режиссеры и остальные.
Передо мной чистый холст, с которым я могу поделиться жизнью! Чем не чудо?
Maria Trudler :
Знаешь, что меня поразило сегодня? Посмотрела архивные кадры, где Айседора Дункан, (современница Фердинанда Ходлера) свободно и лирично танцует. Я поразилась отсутствию в ее танце отчаянного трагизма в той весомой концентрации, которая есть у Пины и Фердинанда. То есть художники гораздо раньше хореографов и танцоров осмелились открыться в своих настоящих страданиях на полную катушку. Извлечь из себя всю боль, страх, отчаяние, грусть, что томились под запретом веками. В танце дозволялось только красивое, грациозное. Живопись уже шла впереди. Вот Пина и настигла ее… А впереди живописи шла музыка, на мой взгляд, и поэзия. Там ведь не было никогда ограничений на душевные порывы, правда? ))
Как необыкновенно ты говоришь о гитаре. С какой любовью. Она живая, конечно. И холст живой, и краски, кисти. Все, к чему прикасается жизнь — оживает. И это чудо.
Все никак не доберусь до «Барьера» Павла Вежинова. Не хватает не пойму чего: то ли времени, то ли настроения соответствующего. Только просматриваю бегло, но прочесть целиком не могу.
А мне навивает грустные, даже депрессивные эмоции, которые как я думаю будут сидеть во мне весь вечер.
Ира Чирашня :
Вот и мне тоже, соглашусь! Символизм такой мрачный! Очень красиво и ярко, но слишком трагично и бесповоротно.
Maria Trudler :
Художник назвал свою картину — The Dream. Ира, тебе (как филологу и любителю прекрасного) как кажется какой более подходящий перевод картины: Сон или Мечта?
Юлия Риа :
Мрачно? А мне так не кажется. Я бы сказала спокойствие. Чем-то (постановкой что ли) напоминает девушек Альфонса Мухи.
P.S. Мне тоже ближе перевод «Сон».
Maria Trudler :
Спокойствие сна… Я бы назвала эту картину — Греза.
Странно, что в интернете везде переводят, как Мечта. Сон встретила всего несколько раз. Ходлер в своих названиях очень прямолинеен, никаких игр со смыслом у него нет, что изображено на картине, то и отражено в заглавии. Сон и мечта отнюдь не близки по смыслу. Да, нереальны эти состояния, эфемерны. Но человек не мечтает о чем-то трагическом, тревожном (как смерть, например), правда? Не мечтает о своем прошлом… Со словом — мечта — я связываю будущее, а не прошлое. Во сне же любые смешения времен возможны…
Кроме Мухи еще Климта и Шиле напоминает. Все-таки стиль модерн. ))
Недавно прочла, что на его стиль повлиял танец модерн Айседоры Дункан. Я этого совсем не знала, когда связала его с другой великой танцовщицей — Пиной Бауш. Говорят, что она вторая после Айседоры гениальная революционерка, преобразившая искусство танца до неузнаваемости. Ты посмотри фильм о ней, Юля, если будет настроение, Пина впечатлит тебя, я уверена.
Юлия Риа :
Я ещё всё никак тот фильм про Фрейда и Юнга не посмотрю, всё только собираюсь. Теперь и этот включу в свой список. Как посмотрю отпишусь о своих впечатлениях.
Maria Trudler :
Видимо должно прийти соответствующее настроение для этих фильмов. Интересно будет узнать твои впечатления от них.
Шикарная картина, хотя я предпочитаю классику.
Maria Trudler :
Так Фердинанд Ходлер давно классик. ))
Несмотря на грустную историю, картина все-таки красивая. Зачаровывает. Действительно присутствует хореография эмоций.
Странное чувство вызывает эта картина. Героиня то ли спит, то ли мечтает о чем-то и рассматривает цветок, даже не видя его, вся в себя погружена. Как персонаж сказок Пушкина.
Maria Trudler :
Девушка ушла во внутреннее созерцание. Мне кажется, что она настолько прозрачна в своих чувствах, что может испарится в любой момент, как видение.
Странное чувство вызвало это произведение. Героиня взирает на аленький цветочек так, будто прощается с мечтой, уже приняв решение выйти замуж по расчету. Не зря, видимо, мертвый человек изображен ниже. И цветочек будет закопан рядом с ним, даже в гербарии его не сохранят.
Maria Trudler :
Версия, конечно, интересная, но по-моему далека от истины. Хотя кто знает, что на самом деле происходит на этой картине? Я даже с названием еще не могу определится.
Красивая трагедия)
ДА, Вы правы, «Фердинанд Ходлер давно классик»
Maria Trudler :
Красивая трагедия. Мне понравилось это словосочетание.
Все что-то про героиню говорят. А меня вот больше интересует герой. Кто он? И почему словно в картинную рамку обрамлен? Он мне почему-то напомнил Гулливера. Кажется таким огромным. Словно в горах расположился и все их своей статью занимает. Кто из них спит?
Мне кажется название английское The Dream очень емкое в данном случае: с одной стороны, этот великан словно уснул (при чем ощущение, что навеки…) и ему словно в последний раз видится его любимая..
С другой — девушка, усевшись на маковом поле (тоже символично.. Помнишь как Элли с Тотошкой, дровосеком и Страшилой шли через маковое поле? Там говорят, дымка обволакивает. Словно в транс вгоняет..На себе не испытывала, но ассоциации такие есть. Весьма жутковатые, кстати) словно погружена в мечты, или воспоминания о своем милом.. Оттого, возможно, и грустна..
Марина :
Это картина о Любви и Смерти. У Шевчука есть потрясающая песня На небе вороны как раз в тему. А вот мульт по этой песне.
Maria Trudler :
Песня очень перекликается с картиной! И мульт местами тоже. Спасибо, Маришенька!
В черновике к этому посту я использовала разные слова, как похороны любви, прощание с иллюзиями и прочее, но потом вытерла их беспощадно. Мне все это звучит банально рядом с этой картиной. Не хочется нарушать тайну ее. Как-будто магия развеется, если станет в один миг известно, кто эта девушка и о ком она грустит…
Кстати, мы совсем недавно в горах видели Ворона — гиганта иссиня черного, невероятно спокойного. Он стоял на дороге и не обращал никакого внимания на проходящих мимо людей. В окружении леса он выглядел как-будто вылетевшем из сказки, прямо из замка колдуна. Я не представляла раньше, что бывают настолько громадные экземпляры!
Марина :
Ворон вообще очень интересное явление. У индейцев Северной Америки он считается посредником между тремя мирами: Землей, Небом и Царством мертвых. А у Одина было два спутника-ворона. Их звали Память и Мысль…
Сначала он был белым. Но когда Ной выпустил его и тот вернулся без хороших вестей, его оперение почернело. А еще в ворона обращался пророк Илия, когда приносил Христу пищу в пустыню.
Прости, моя дорогая, что я вывалила эти сведения, ты все это наверняка знаешь. Но иногда меня переполняет желание поделиться:))
Maria Trudler :
Да ты что, Мариш, если бы ты знала, как мало я знаю, ты бы не извинялась, а продолжала бы регулярно заваливать меня интересными фактами. Так что делись на здоровье, не сдерживайся! ))
Из перечисленных тобой символов ворона мне очень приглянулся одноглазый мудрец Один с его думающими и помнящими воронами Хугин и Мунин. Меня очаровали картинки с его изображениями на старинных скандинавских рукописях. Вороны на плечах смотрятся великолепно, да и к шаманам я давно не равнодушна. Вообще его образ меня привлек целостно. Столько знаков около него. Жадные и прожорливые волки Гери и Фреки, восьминогий скользящий конь Слейпнир. Копье и корабль. Герой во всеоружии!
Maria Trudler :
Мне нравится этот прием — картина в картине. Маленький кадр (скорее всего прошлого) поставлен под землю, как бы похоронен. Даже прямоугольная форма этого окна в земле намекает на могилку воспоминаний ушедшей в себя девушки.
Спасибо, моя дорогая, что растолковала по-своему название «The Dream»! Мне теперь хочется найти какое-то общее слово для ощущений Сон-Мечта. Пока не нахожу.
Мне понравились все твои ассоциации, вызванные картиной. Особенно маковое поле. Да, ведь это маки! Я не разглядела их сразу. Дымка, транс… Все так и есть. Молодец, Аленушка!
Мне тоже кажется, что голый герой (ее возлюбленный) уснул навеки, как ты написала. Но почему он гол? Для усиления эффекта красоты трагизма? Интересно, что его маленькая фигурка тебе видится великаном…
даже слезу одну упустил, прям до глубины души пронеслась эта история
А мне эта произведение навевает следующие мысли, то что парень где-то далеко, а девушка по нему скучает, грустит и ждет…
Не знаю.. По моему мнению в картину заложено желание.. Некое высшее желание, которое можно только почувствовать… В итоге мы получаем переплетение теплых чувств, породивших желание и в тоже время смирение
Очень много грусти
лично я вижу какую то печальную покорность и смирение в ней. не знаю, самопожертвование может быть в странном проявлении ее.