«Помни, что исполнятся все наши желания, все мечты. Счастье с нами, а если судьба слегка мешает и стесняет, то уж такая у нее привычка… Я вижу, как горят твои светлые глаза, как мысль твоя летит метеором, и, ощущая бескрайнюю радость, свято, твердо верю, что серость, жалкая проза никогда не проникнут в наш Дом. Ты будешь оберегать наш Алтарь, ты, чудесная моя Жрица! Вся наша жизнь сгорит на жертвеннике Вечного и Всемогущего искусства. И скажи — разве не мы самые счастливые люди на свете?» Микалоюс Константинас Чюрленис (Mikalojus Konstantinas Čiurlionis)
Как пронзили меня эти строчки, как близки они мне. Картина «Сказка королей» невероятно тонко перекликается с ними. Она — как их внутренняя иллюстрация. Прошита ими, их лучиками. Смотрю на нее, слушаю поющие, ласковые слова-заклинания, прошептанные, наверное, светлой, бессонной ночью… И, кажется, что держу в руках это сияющее сокровище, переданное мне самим Королем.
Вчера весь вечер читала книгу о Чюрленисе. Со слезами и духовными терзаниями. Какая трагическая преданность искусству. Больше всего понравились его письма, стихи, дневники. Как всегда, лучше самого художника, никто не выскажется. Какая безграничная чуткость, поэтичность, музыкальность. Возвышенность всех чувств и мыслей. Узнаю собрата по душе.
Его картины люблю с детства. Они в меня давно проникли. Живут во мне. Рядом с картинами и стихами других любимых. Конечно, я давно заметила — нравится то, в чем узнаешь себя. Себя люди ищут в произведениях искусства. И остаются равнодушными, если не находят. От этого многие трагичные судьбы творцов. Которые не стремились понравиться публике.
Поэтому процветают дельцы, коммерческие авторы. Точно рассчитывающие вкусы большинства. Желания покупателей ставятся превыше всего. Что народ хочет видеть, за что платить — то ему и показывают. А запросы людей незамысловатые — удовлетворить их несложно. Страдают во все времена истинные творцы. Выражают они, конечно, свою сложную, многогранную душу. А простой человек что поймет в этом? Он себя там не увидит и не узнает. И в этом вечная драма художника и толпы. Столкновения искусства с жизнью. Противоборства поэзии и прозы.
This entry has no comments
You have a wonderful opportunity to be the first to comment!