«Не являются ли дети, непосредственно выражающие свои внутренние чувства и эмоции, более великими творцами, чем последователи греческого идеала?» Август Маке (August Macke)
Конечно, являются, мой дорогой Август. Дети рисуют бесхитростно, забываясь в самом процессе. Не фальшивят и не фильтруют свои эмоции. Не проверяют их на годность, не ставят им оценки. Они просто творят: мажут карандашами, скребут фломастерами, брызгают краской. То, что они делают — это чистое творчество. Если бы дети, вырастая, могли сохранить непосредственность в самовыражении, они все становились бы великими творцами. Прибавляя к своей природной спонтанности только опыт и мастерство.
И почему детям нравится так рисовать?… Не понимаю. Может потому что сама не умею рисовать. Хотя так, как рисует дочка я бы тоже смогла нарисовать. Разница только в том, что ее работами восторгаешься, а свои принимаешь за каракули )))
Maria Trudler :
Наверное, это связано с быстрым внутренним развитием детей. Они растут, меняются с каждым днем. Поэтому им так нравится играть, выражать себя, свои изменения. А взрослые с какого-го момента своей жизни перестают расти, меняться. Поэтому желание к творчеству пропадает, утихает. Это желание самовыражения, как мне кажется, следует за внутренними переменами, отображая их.
Рисование — самый первичный, инстинктивный язык, идущий из глубины веков. Это заложено природой — чертить каракули, потом формы и фигуры, которые постигаешь.
Мы уже знаем, как должно быть правильно, поэтому и воспринимаем свои рисунки, как каракули )) А дети долго остаются детьми, и мы видим, как их рисунки растут вместе с ними ))
Maria Trudler :
А я до сих пор не знаю, как должно быть правильно. Каждый рисунок и картина несут с собой свою собственную правильность и гармонию, подходящую конкретно для нее. Для другой работы этот закон может и не сработать, не подойти. Зазвучит фальшиво. К каждой картине, как к ребенку, нужен индивидуальный подход.
Пересматривая рисунки разных лет, вижу, что все образы мои, но все такие разные. Несущие с собой отпечаток своего времени. Мои рисунки растут вместе со мной. Наверное, художники — это вечные дети. И пока творческая невинность сохраняется, правильность остается где-то далеко в мире взрослых.