Атанас Яранов-Шаро (Atanas Yaranov-Sharo) — известный болгарский художник. Первая его картина в моей подборке — Ателье, 1985 года. Мне она нравится больше всего. Величественный образ творца с птицами вдохновения. Металлическая сине-фиолетовая гамма. Железные птицы. Художник с палитрой напоминает астронавта, ожидающего полета в космос. Погруженного в глубокое внутреннее созерцание. Или рыцаря, вышедшего на бой в доспехах. С собой, с окружающей реальностью?
Он еще один аскет-аутсайдер в болгарском искусстве. Жил и творил в творческой изоляции, умер молодым, не дожив и 48 лет. Из одного славного поколения с Димитром Казаковым-Нероном, Генко Генковым, Ликой Янко. Очень хотела найти высказывания Яранова, долго искала, но, к сожалению, не нашла. Биография тоже почти ничего не рассказывает о нем, как о творце. Одни сухие, безликие факты. Поэтому остается только внимательно вглядываться в картины, чтобы представить каким он был.
Художник собственной персоной. С камнями и киркой. Поношенными башмаками, оставленными в сторонке. Уставший босой скульптор в поисках пути. Компас рядом. Указатель с номером 375. А перед ним треугольник — греческая буква дельта. Дверь или вход в неизведанное? Символично. Заинтересовало, что может означать цифра после нее. Может быть, 375 год? С него начинается Великое переселения народов. По смыслу подходит для указателя в пути. Но кто знает, что имел ввиду Атанас Яранов? Праисторические, архаические фигуры совпадают с этим предположением.
Обычно, на его картинах одинокие герои-гиганты и пустое, гладкое, тревожное пространство, подчеркивающее их машиноподобность. Крупные, тяжелые образы. Занимают почти всю территорию полотна. Какое-то серьезное преодоление чувствуется в их движениях. Напряжение. Печаль. Громадина боли.
Большой художник. Образы, как деревянные. Как-будто вырубленные из цельных бревен. Скульптурный живописец. Темная, мрачная, даже зловещая цветовая гамма, излучает мощное, застывшее, внешнее спокойствие. Под которым спрятано одинокое сопротивление судьбе. Часто встречаются звери, птицы, рыбы в его картинах. Кони — любимая тема. Затем, быки.
Деревянные, поверженные куклы? Обреченные страдать и любить без души. Сильная драматичность. Это мир манекенов, игрушек. Огромные, монументальные работы усиливают молчаливый, сдержанный трагизм. Решила завершить подборку самой лиричной, на мой взгляд, картиной. Но надежды в ней все равно нет. Какая-то ужасающая обреченность. И теплый оранжевый совсем не греет, а настораживает. Как все-таки воздействие работы зависит от композиции, от формы и расположения фигур в пространстве. Яранов поставил наискосок и приподнял кровать так, что кажется, что влюбленные парят и падают. Их позы как-будто подсказывают, что они прощаются друг с другом. Возможно, это последний поцелуй?
This entry has no comments
You have a wonderful opportunity to be the first to comment!