Сижу рядом с моей картиной и ласково поглядываю на нее. Вчера писала где-то 5 часов без перерыва. После обеда и до вечера. Почти закончила. Остались горы и небо. Впечатления потрясающие. Оказывается, я не забыла писать маслом. Размах сохранился и стиль писания. Масло Амстердам ведет себя превосходно. Оно густое, вязкое, в меру блестящее. Писать широкими кистями очень приятно. Даже запах не такой сильный.

Но, главное — масляная краска живая, естественная, атмосферная. Сама по себе. С ней ничего не надо делать дополнительно. Она красивая изначально. Свет, падая на экспрессивные мазки, делает их еще более выпуклыми и объемными.

Смешиваю белый и черный прямо на холсте. Зачем мне палитра? Полотно — идеально подходит для этого. Все движения, завихрения кисти с ворсинками видны. Черно-белая картина с серыми полутонами — это что-то невероятно воздействующее. В ней есть и мягкость, и сдержанность, и экспрессивность, и глубина.

Мне было страшно. Переживала, как справлюсь. Все-таки 10 лет не прикасалась к маслу. Но, когда начала писать, пошло так легко, как будто я все эти годы с маслом не расставалась и писала каждый день. Чудо.

Учитель и ученик, 2013

Хотя к этому чуду я хорошо подготовилась. Предварительно сделала десятки компьютерных вариантов этой картины. Выбрав самый воздействующий для переноса на полотно.

Учитель и ученик, 2001, гуашь, бумага, 21x29.5

Какая разница с миниатюрной гуашью Учитель и ученик 2001. В гуаши есть теплота и бархатистость, но нет загадочной глубины, что появилась в масляной картине и тем более нет в компьютерной.

Учитель и ученик, 2001, ручка, бумага, А4

А начинается история большой масляной картины еще раньше. С крохотного рисуночка 2001 года. Который скромно подписан — Мария 2001. Он один из первых удачных набросков, после которых я увидела, почувствовала, а потом поверила, что я художник. Что мой путь начался. Тогда я еще не решалась подписываться полностью.

Закончила картину к 15 часам. Даже не верится. Она такая мягкая и спокойная. Эти круговые движения кисти склоняют созерцать и любоваться. Учитель и ученик. Двое в лодке. На озере. В горах. Мудрец и ученик мудреца. Колодец Мирьям. Учитель зачерпывает воду мудрости и дает выпить своему ученику. Седые горы.

Третий день работы над картиной. Завершила горы и небо. Стало лучше. Сейчас картина гармонична. Завтра посмотрю свежим взглядом, если надо положить последние штрихи. Интересно, сколько дней картина будет сохнуть? Я ведь использовала чистые краски из тюбиков без растворителей.

Какая умиротворяющая картина. В ней столько тишины и покоя. Она написана размашистыми, широкими, круговыми движениями кисти. Но вызывает спокойствие.

Завершила картину. Окончательно. Нужно было дописать одну маленькую часть горы. Небо уже высыхает. Решила его не трогать больше. Загадочно вышло — белое озеро и черная ночь. Сильный эффект.

Масло — это нечто. Оно привязывает к себе, дурманя, как мечта. Наверное, это запах так действует? Эта вязкая, текучая, плотная структура краски, запечатывающая каждую ворсинку кисти. Некоторые волоски так и остаются приклеенными на полотне. В начале их снимала шпателем, но потом оставила — так более натурально.

6.06.2013