Я не люблю резинки и карандаши. Люблю то, что нельзя переделать и стереть – ручки, фломастеры, маркеры. Даже краски я люблю и уважаю самые сложные, которые не терпят дилетантов – акварель, акрилик, гуашь, темпера, тушь. Маслом я тоже рисую так, как будто у меня нет возможности что-то исправить, дополнить и изменить. Все за один раз. На одном дыхании. В духе спонтанной, джазовой импровизации. И чем быстрее, тем лучше получается.
Хорошо рисовать легко, раскованно, играючи, свободно, быстро. Чем дольше делаешь, тем больше измучиваешь картину. Она выглядит уставшей, без воздуха, света. Не стоит душить картину переделками, поправками. Она и так потом будет задыхаться от пыли, невнимания, темноты.
Я так люблю восточных живописцев, которые творили, как дышали – смело, легко, свободно. Они выражали внутреннее. Поэтому только они знали, как это правильно сделать. Их картины — чистая поэзия, воплощенное в жизнь вдохновение. Как хотелось бы достигать совершенства так же естественно, без напряжения и усилий — одним волшебным росчерком пера.
Я считаю точно так же. Это касается и написания стихов и прочего, прочего, прочего. Даже если стихотворение получается немного неправильное, если начать его редактировать оно превращается во что-то маслянисто-розовое и не может вызывать положительных эмоций.
Maria Trudler :
Да, Dona, я не редактирую и не исправляю потому, что можно так увлечься, что станет только хуже. Я обычно только доделываю — дописываю, дорисовываю — продолжаю и развиваю начатое. А неправильность, сырость, грубость, спонтанность мне больше всего в искусстве нравится! Все остальное ремесло, часто без души…
Я Вас полностью поддерживаю. Когда много работаешь над каким-либо проектом, окунаешься полностью в эту рутину, многое выходит не так как хотелось, начинаются корректировки, несущественные переделки. В итоге получается как-то наигранно, знакомо, а хотелось воспроизвести какую-то деталь по новому. В голове крутится эта «новизна», но чем дольше сидишь, она как-будто «испаряется» и передается на бумагу не так как хотелось. Беру паузы, чтобы выбросить из головы те запечатленные стандарты, которые мешают воспроизвести задуманное, пусть немного отступить от правил, но в итоге получится индивидуальное, нестандартное, но я его так вижу.
Maria Trudler :
Спасибо, Vika, а кем вы работаете, если не секрет? Что за проекты? По вашему ответу видно, что вы изнутри знаете, что такое творческий процесс.
Vika :
Не секрет, ландшафтным дизайнером. В основном все проекты связаны с проектированием приусадебных территорий загородных домов. Работаю на фирме, но хочется организовать свою, но надо еще побольше подучится. Было несколько неудачных совместных проектов городских парковых зон, почему неудачных, мало опыта, и в большом случае все делаешь по указке городского руководства, что очень ограничивает творческий размах и получается с моей точки зрения, как-то шаблонно.
Maria Trudler :
Vika, интересная специальность у вас! В чужой фирме, конечно, трудно проявить себя творчески, самостоятельно, но это может получится, если вы в будущем сделаете свою. Чего вам и желаю поскорее!
Восхищаюсь такими людьми, которые имеют настолько богатую фантазию.
Maria Trudler :
Если вы способны оценить чужую фантазию, значит и у вас с ней все в порядке!